БЛОК ДИЗЕЛЯ

Разборка. Снимите с дизеля сборочные единицы и детали, прикрепленные к блоку, как указано в соответствующих разделах. Выверните шпильки 10 и 11 (рис. 97) крепления головок цилиндров. Вы- прессуйте гильзы 7 цилиндров.
Отверните болты и снимите крышку 18 с левой стороны блока. Выверните болты и снимите с ле­вой стороны блока переднюю 15 и заднюю 16 крыш­ки водяной рубашки.
Выверните болты, снимите с правой стенки бло­ка крышки смотровых люков 25 с прокладками. Выверните болты крепления хомутиков 13 и гайки крепления трубок 12 к коленам 3, снимите труб­ки. Выньте трубку 26 с резиновым кольцом.
Дальнейшую разборку блока (выпрессовку штифтов 1, 24, 27 и 31, , сальника 17, заглушек 8 и 22, вывертывание шпилек 28 и пробок 4, 5, 19) выполняют при необходимости.
Крышки опор коренных подшипников при по­следующих ремонтных операциях не снимайте с блока. В случае необходимости при снятии крыш­ки не меняйте местами, не переворачивайте. Для правильной. установки крышек в свои гнезда на них и на торце гнезда блока нанесены метки М — цифры — порядковые номера опор коренных под­шипников в двигателе.
При необходимости выпрессуйте втулки распре­делительного вала ступенчатой оправкой.
Технические требования:

  1. Систему смазки блока промывайте под дав­лением, затем опресеовывайте моторным маслом, подогретым до температуры 333... 343 К (60... 70 °С) в течение 3 мин под давлением 400 кПа (4 кгс/см2). Течь масла через соединения не допу­скается. Допускается для опрессовки применять смесь из моторного масла (55 %) и дизельного топ­лива (45%).
  2. Водяную полость блока в сборе с гильзами подвергайте гидравлическому испытанию под дав­лением не менее 400 кПа (4 кгс/см2) в течение не менее 3 мин. Утечка воды и каплеобразование не допускаются. Не допускается утечка воды через уплотнения гильз цилиндров.
  3. Шпильки крепления крышек коронных под-


Рис. 90. Укладка нити-уплотнения

 


Рис. 93. Замер диаметра гильзы цилиндров

 


Рис. 94. Запрессовка гильз цилиндров

 


Рис. 92. Выпрессовка гильз ци­линдров

 

 



шипников затягивайте до отказа. Момент затяжки

  1. .300 Н-м (20...30 кгс-м).
  2. Крышки коренных подшипников после за­тяжки гаек крепления с моментом 370...420 Н-м (37...42 кгс-м) должны плотно прилегать по пло­скостям разъема к блоку. Щуп 0,03 мм не должен входить в стык между сопрягающимися деталями. Допускается вхождение щупа толщиной не более 0,08 мм между блоком и крышками подшипников

Наденьте на гильзы блока уплотнительные рези­новые кольца 6, смажьте их железным суриком, под бурт гильз подложите медные кольца 9 и за­прессуйте гильзы в блок, Перед установкой гильз заходные фаски пнезд смажьте моторным маслом. Проверьте выступание плоскости Е гильзы над плоскостью К блока и геометрические размеры запрессованных гильз (см. раздел «Гильзы ци­линдров»).




Рис. 97. Блок с гильзами в сборе

 

на глубину не более 10 мм за счет допустимой не- плоскостности сопряженных поверхностей.

  1. Втулки распределительного вала ремонтного размера передняя А57.02.001 А, средняя и задняя А57.02.003А имеют внутренний диаметр 66,8+0-4 мм (с припуском под расточку после запрессовки в блок).
  2. После расточки втулок распределительного вала межцентровое расстояние между внутренней поверхностью расточенных втулок и поверхностью постелей под вкладыши коренных подшипников должно быть 242,20... 242,30 мм.
  3. Диаметр отверстий во втулках под новый распределительный вал 68+0-030 мм.

Сборка. Очистите блок 2 (см. рис. 97) от за­грязнений, промойте и продуйте сухим сжатым воздухом маслоподводящие каналы. Очистите .водя­ную рубашку блока от накипи. Запрессуйте втул­ки 30 распределительного вала в отверстия блока.
Подбирайте гильзы цилиндров по размерным группам. В блок устанавливайте гильзы одинако­вых размерных групп.

Установите блок на подставку крышками корен­ных подшипников вверх. Смажьте посадочные по­верхности заглушки 22 и штифта 23 «Герметиком», протрите отверстия под них и запрессуйте заглуш­ку и штифт. Запрессуйте штифты 27 на размер D, равный (6±0,6) мм, штифт 31 — на размер Н, рав­ный (3±0,3) мм. Установите в блок пробки 4, 5, 19, заглушив технологические отверстия масляных ка­налов.
Вверните в блок два колена 3, установите две трубки 12 подвода масла к валикам коромысел и закрепите их на коленах. Закрепите трубки хому­тиками 13 и болтами 14 со стопорными пластина­ми на верхней плоскости блока. Концы стопорных пластин отогните на грани болтов.
Установите в правую стенку блока жиклер 21 подвода масла к регулятору топливного насоса, наденьте на него резиновое кольцо 20.
Наденьте на медную трубку 26 подвода масла к промежуточной шестерне привода, масляного насоса резиновое кольцо и вставьте ее в отверстие на передней стенке блока. Забейте две деревянные

прокладки 29 в полукруглые пазы крышки пятого коренного подшипника.
Для дальнейшей сборки переверните блок вверх поверхностью, на которой устанавливаются го­ловки.
Установите на левую боковую поверхность бло­ка переднюю крышку 15 и заднюю крышку 16 с прокладками. Крышки закрепите болтами с пру­жинными шайбами. На заднюю крышку устано­вите крышку 18 с прокладкой, закрепив ее двумя гайками с пружинными шайбами.
Установите на правую стенку блока крышки смотровых люков 25 с прокладками. Крышки за­крепите болтами с пружинными шайбами. Завер­ните до отказа в верхнюю плоскость блока шпиль­ки 10 и И крепления головки блока. Момент за­тяжки для шпилек 10—150...200 Н-м (15... 20 кгс • м), для шпилек 11 — 60... 80 Н-м (6... 8 кгс-м).
Запрессуйте сальник 17 рабочей кромкой ман­жеты наружу.