КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ И КОРЕННЫЕ ПОДШИПНИКИ

Снятие. Снимите дизель и установите его на под­ставку, Снимите картер, масляный насос с масло- приемниками, уравновешивающий механизм, шкив коленчатого вала, кожух шестерен распределения, маховик и кожух маховика.
Установите дизель на бок с небольшим уклоном, от горизонтального положения и закрепите от сме­щения. Снимите крышки шатунов. Отведите шату­ны так, чтобы они не мешали снятию коленчатого вала.
Оберните вторую и третью шатунные шейки толстой тканью для защиты поверхности шеек от повреждений. Захватите шейки тросами, присоеди­ненными к подъемнику. Масса коленчатого вала 137 кг. Натяните тросы так, чтобы коленчатый вал не смещался при снятии крышек коренных подшип­ников, и снимите крышки. Для избежания повреж­дения шеек вала и резьбы шпилек, оберните тол­стой тканью шпильки, после чего снимите коленча­тый вал. Снимайте вал специальным приспособле­нием (рис. 86).
Крышки 9 (рис. 87) коренных подшипников плотно сидят в пазах блока. Для их снятия в задней крышке имеется резьбовое отверстие диаметром М16 для установки съемника (рис. 88), в осталь­ных крышках имеются отлитые в боковых стенках ребер углубления.
При снятии крышек проверьте наличие устано­вочных меток на этих деталях. Метки выбиваются с одной стороны на нижних торцах опор блока и крышек. В случае отсутствия меток следует нанести их так, чтобы при обратной установке поставить крышки в первоначальное положение.
Разборка. Отверните гайку 14 (см. рис. 87) с носка вала, предварительно расконтрив ее. Сни­мите стопорную 1 и маслосбрасывающую 13 шай­бы. Спрессуйте с носка вала шестерни 2 и 3. Рас- шплинтуйте пробки 12 полостей шатунных шеек коленчатого вала и выверните их из вала.
Не снимайте противовесы 6, так как коленча­тый вал динамически отбалансирован с ними на заводе.
Технические требования:
Коленчатый вал. 1, Коренные и шатунные шей­ки должны быть прошлифованы, если износ шеек превышает 0,25 мм или овальность их больше 0,17 мм. Шейки коленчатого вала шлифуйте на размеры, указанные в табл. 10 под размеры ремонт­ных вкладышей. Для одного вала все одноименные шейки должны быть одного ремонтного размера.

  1. Коленчатый вал балансируется высверлива­нием металла в противовесах, поэтому противовесы не онимайте, не переставляйте и не подвергайте обработке. Момент затяжки болтов крепления про­тивовесов 150... 190 Н-м (15... 19 кгс-м).
  2. Полости в шатунных шейках должны быть очищены от загрязнений.

Для очистки масляных каналов от металличе­ских загрязнений пользуйтесь намагниченным стержнем, который вводится в каналы вала, затем извлекается вместе с прилипшими частицами за­грязнений.

  1. Нормальный рабочий зазор в вертикальной плоскости между, вкладышем и шейкой равен: для коренных подшипников 0,09...0,154 мм; для узких вкладышей пятой коренной шейки и маслосгонной резьбой вала —0,21.. .0,274 мм; для шатунных под­шипников 0,1... 0,164 мм.

Если зазор в подшипниках коленчатого вала превышает 0,30 мм, замените изношенные вклады­ши. При обнаружении на узких вкладышах уплот­нения заднего коренного подшипника следов каса­ния шейкой коленчатого вала, вкладыши заменяй­те во избежание утечки масла из блока.

  1. Осевой люфт коленчатого вала 0,04... 0,59 мм. Допускается увеличение продольного люфта вала вследствие износа до предельной величины не бо­лее 1,0 мм.
  2. Коленчатый вал поставляется в запасные части комплектно с коренными и шатунными вкла­дышами (комплект 16-03с-п 126 СП).
  3. По диаметру коренных и шатунных шеек коленчатые валы разбиваются на размерные груп­пы. В табл. 11 приведены обозначения, размеры и маркировка коленчатого вала, шатунных и корен­ных вкладышей, сопрягаемых с соответствующими по размерам шейками вала.

Маркировка коленчатого вала нанесана на пятой щеке.
Вкладыши и упорные полукольца. 1. Марки­ровка вкладышей коренных подшипников нормаль­ного размера (см. табл. 10) нанесена механиче­ским способом на наружной стальной поверхности вблизи стыка.
На вкладышах ремонтного размера аналогичная маркировка может быть нанесена в средней части одного из торцов вкладыша. Буква Б, входящая в маркировку, обозначает антифрикционный сплав АО20-1. Вкладыши с иным антифрикционным спла­вом маркируются другой' буквой. Например: вкла­дыши с антифрикционным сплавом ACM имеют в маркировке букву А.

  1. На узких вкладышах пятой коренной шейки на наружной поверхности нанесена мастикой мар­кировка НИЗ на нижнем вкладыше, ВЕРХ — на верхнем вкладыше. Узкие вкладыши на 0,06 мм тоньше, чем остальные вкладыши.
  2. В комплект вкладышей коренных подшипни­ков, поставляемых в запасные части, входят упор­ные полукольца, устанавливаемые в среднюю опо­ру вала и предназначенные для фиксации его. в осевом направлении. Маркировка и размеры полу­колец приведены в табл. 12.
  3. Вкладыши в собранном виде имеют оваль­ную форму отверстия, у которого меньшая ось на­ходится в плоскости, перпендикулярной разъему. Толщина вкладышей в табл. 10 приведена в ука­занной плоскости.
  4. Не допускаются к установке в дизель вкла­дыши, имеющие шероховатую на ощупь и изно­шенную рабочую поверхность. Осматривайте вкла­дыши после их промывки.

Порядок использования вкладышей. Вкладыши коренных подшипников поставляются в запасные части вместе с упорными полукольцами комплектно на один дизель (см. табл. 10)..
Высота вкладышей замеряется при их обжатии по одному из стыков в специальном приспособле­нии и равна 51,5+g;^ мм.
Для валов, перешлифованных при ремонте на размеры, отличные от указанных в табл. 11, под­бирают вкладыши ремонтного размера и дополни­тельно растачивают их в сборе с опорами, блока.
При расточке таких вкладышей должен быть обеспечен зазор между коренной шейкой вала и помощью свинцовой проволоки диаметром 0,5 мм, длиной 20 мм, которую вкладывайте между ниж­ним вкладышем и шейкой коленчатого вала. Для того чтобы проволока удерживалась на нижнем вкладыше при установке крышки подшипника и затяжке гаек крешюния, приклейте ее к вкладышу солидолом сбоку от отверстия смазочного канала.
Для определения зазора проверните, коленчатый



Таблица 10


Обозначение комплекта

Состав комплекта

Маркировка

Толщина, мм

Диаметр коренной шейки вала, мм

детали

количество

вкладыша

антифрикци­онного СЛОЯ

стальной
основы

полукольца

А23.01-103-160сбН1

вкладыши
полукольца

14
4

БН1
АН

о o7K““0,025 0,035

0,60...0,79

3,15±0,09

5 + 0,04

95,21—о,о2з

А23.01-103-160сбН2

вкладыши
полукольца

14
4

БН2
АН

4 п-°’025
*’и-0,035

0,725...0,900

3,15 + 0,09

б±0,04

94,96—п. о2з

А23.01-103-160сбР1

вкладыши
полукольца

14
4

БР1
АР!

4 9^—0,025

0,625.„О,815

3,5 ±0,09

5,1 ±0,04

94,46_0jo2S

А23.01-103-160сбР2

вкладыши
полукольца

14
4

БР2
АР2

д е-0,025 7’ —0,035

0,875... 1,066

3,5 + 0,09

5,2 + 0,04

93,9б_о,о?з

А23.01 -103 - 160сбРЗ

вкладыши
полукольца

14
4

БРЗ
АРЗ

4 7Рч“"0,025 *’/о-0,035

0,405...0,635

4,2±0,0Э

5,3±0,04

93 > 46—о,о2з

А23.01-103-130сбР4

вкладыши
полукольца

14
4

АР4
АР4

с л—0,025 °’и-0,035

0,87...1,23

 

5,4±0,04

92,96_о,о2з

 

Таблица 11


Коленчатый вал

Вкладыши

 

Диаметры шеек, мм

 

шатунные

коренные

Обозначение

коренных

шатунных

Маркировка

толщина, мм

марки­
ровка

толщина, мм

марки­
ровка

!6-03сп1120КШ

95,21—о,о2з

92,21—0,023

окш

3,875lS>;o°3

БН1

о отс—0,025 о,о/о__0 035

БН1

16-03сп112

94,96_0>02з

91,96—о,о2з

 

4.0=!):<н

БН2

4 п—0,025 *>и-0,035

БН2

16-03сп1120К

95,21—o,o2s

9! .Эб—о^озз

ок

 

БН2

о 07К—0,025 0,0^-0,035

БН1

16-03сп1120Ш

94,96_0,о28

92,21—о,о2з

ОШ

3,875-g;g|

БН1

л п—0,025 ^»U_0|035

БН2

 


 


вкладышем —0,11 ...0,15 мм. Узкие вкладыши 7 (см. рис. 87) пятого коренного подшипника расто­чите до большого диаметра, чтобы получить зазор между маслосгонной резьбой вала и вкладышем, равный 0,22... 0,27 мм.
Минимальная толщина антифрикционного слоя расточенных вкладышей у стыков должна быть не менее 0,3 мм.
При расточке вкладышей должны выполняться технические требования:

  1. Несоосность осей отверстий во вкладышах в блоке не более 0,04 мм. При этом несоосность двух соседних отверстий не более 0,02 мм.
  2. Межцентровое расстояние между осями от­верстий расточенных вкладышей и отверстиями во втулках распределительного, вала должно быть
  3. . 242,30 мм. Расстояние от плоскости разъ­ема с головкой цилиндров до оси отверстий опор коренных подшипников должно быть (615±0,15) мм.

Зазор в коренных подшипниках определяйте с вал на один оборот, снимите крышку подшипника и измерьте толщину свинцовой проволоки.
Заменяйте весь комплект коренных вкладышей, если один требует замены. Это необходимо делать во избежание перегрузки и выхода из строя вновь установленного нового вкладыша.
Верхние вкладыши коренных подшипников сни­майте при помощи приспособления — грибка, встав­ляемого в отверстие смазочного канала в коренной шейке вала. Выступание головки приспособления над поверхностью шейки должно быть 2,5... 3,0 мм. Вставив приспособление в отверстие смазочного канала, вращением вала по часовой стрелке сни­майте вкладыш.
Сборка. Перед сборкой коленчатый вал очисти­те от загрязнений. Внутренние полости шатунных шеек очистите от смолистых отложений, затем про­мойте раствором под давлением. Температура рас­твора 323...363 К (50...90°С). Проверьте плот­ность посадки трубки 10 (см. рис. 87). Посадите

Надпись: Таблица 12  Обозначение упорного полукольца	Марки¬  ровка	Толщина, мм  		полукольца	антифрикци-онного слоя  А23.01 -13701А	АН	5,0±0,04	0,86..	.1,69  А23.01-13701А-01	АР!	5,1+0,04	0,86..	.1,69  А23.0М37ША-02	АР2	5,2±0,04-	0,86..	.1,69  А23.01-13701А-03	АРЗ	5,3 + 0,04	0,86..	.1,69  А23.01-13701А-04	АР4	5,4±0,04	'0,86..	.1,69    в канавку коленчатого вала шпонку 4 и напрессуй­те на носок вала сначала шестерню 3, а затем 2.
Наденьте на носок вала маслосбрасывающую шайбу 13, стопорную шайбу 1 и наверните гайку 14. Гайку законтрнтё, отогнув ус стопорной шайбы во впадину гайки. Вверните в резьбовые отверстия шатунных шеек пробки 12 и зашплинтуйте их шплинтами 11.
Установка. Установите поршни с шатунами в гильзы блока. Снимите с блока крышки коренных
подшипников. Промойте и протрите насухо льня­ной салфеткой вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и постели — гнезда под них в блоке и крышках. Затем установите вкладыши в постели блока и крышек так, чтобы выступ-усик на наружной поверхности вкладыша вошел в паз по­стели в блоке и крышке.
Верхние вкладыши, имеющие канавки и отвер­стия, • устанавливайте в гнезда блока, а нижние вкладыши (без канавки) устанавливайте в гнезда крышек (рис. 89).
Перед установкой узких вкладышей уплотнения пятого коренного подшипника смажьте наружные поверхности половинок и постели под них в блоке и крышках лаком «Герметик» для уплотнения это­го сопряжения. Узкие вкладыши уплотнения с мар­кировкой ВЕРХ устанавливайте в блок, с марки­ровкой НИЗ —в крышку коренного подшипника.
Протрите льняной салфеткой упорные полуколь­ца средней опоры коленчатого вала. Покройте пло­скости верхних полуколец, прилегающих к блоку, смазкой ПВК и установите их в кольцевые выточ­ки средней опоры блока. Установите нижние упор­ные полукольца на штифты в выточки крышки третьего коренного подшипника.
Протрите и смажьте моторным маслом рабочую поверхность шеек и уложите приспособлением (см. рис. 86) коленчатый вал.в сборе с шестернями на вкладыши блока так, чтобы впадина с меткой С шестерни коленчатого вала вошла в зуб с меткой С шестерни распределительного вала.
Смажьте моторным маслом поверхность вклады­шей крышек коренных, подшипников и установите крышки на первую, вторую, третью и четвертую коренные шейки коленчатого вала легкими удара­ми медного молотка. При этом перекашивание кры­шек в пазах блока не допускается. Устанавливайте крышки в блок по меткам, выбитым на опорах под вкладыши в блоке и на площадке под гайку в крышках соответственно номеру подшипника в бло­ке. Метки должны быть обращены в одну сторону в крышке и блоке. Не переворачивайте и не рас- паровывайте крышки при установке в блок.

Перед установкой крышки пятого коренного подшипника смажьте тонким слоем лака «Герме­тик» 2 (рис. 90) плоскость блока под крышку про­тив узкого вкладыша уплотнения и уложите на это место нитку 1 шелка швейного крученого № 13 в два ряда на расстоянии 3... 4 мм от задней пло­скости А блока. После этого смажьте моторным маслом вкладыш пятого коренного подшипника и установите крышку с вкладышем на коренную шей­ку коленчатого вала.
Наверните гайки 8 (см. рис. 87) на шпильки коренных подшипников до легкого упора и затяни­те в два приема, как показано на рис. 91. Момент затяжки гаек 370...420 Н-м (37... 42 кгс-м).
Не отворачивайте гайки до совпадения ее про­рези с отверстием в шпильке. Подтягивайте гайки до совпадения, ближайшей прорези гайки с отвер­стием под шплинт в шпильке. Шплинтуйте гайки шплинтами.
Для правильной установки средней, крышки с упорными полукольцами 5 (см. рис. 87) и обеспе­чения нормального продольного люфта коленчатого вала 0,04...0,59 мм после посадки средней крыш­ки до упора в плоскость блока переместите ломи­ком вал до отказа в сторону его носка, затем сдвиньте вал до упора в обратном направлении и после этого затяните гайки крепления средней крышки.
Продольный люфт коленчатого вала проверяй­те индикатором или щупом при смещении вала до отказа в одну сторону. Щуп вставляйте в зазор между упорными полукольцами и буртом шейки коленчатого вала. После проверки осевого люфта присоедините шатуны. Момент затяжки гаек ша­тунных болтов 170...210 Н-м (17...21 кгс-м). После затяжки гаек шатунных болтов и крышек коренных подшипников коленчатый вал должен плавно проворачиваться от усилия руки, приложен­ного к рычагу с плечом 500 мм и закрепленного на фланце вала.