ПОРШЕНЬ И ШАТУН

Снятие. Слейте масло из картера и воду из системы охлаждения. Отсоедините и снимите с ди­зеля головки цилиндров и картер. Удалите нагар с поверхности гильзы цилиндров выше верхнего компрессионного кольца поршня.
Проверните коленчатый вал дизеля в положе­ние, удобное для отворачивания шатунных гаек, расшплинтуйте и отверните гайки 16 (рис. 75), выбейте шатунные болты 12 и снимите крышку 15 нижней головки шатуна вместе с вкладышем 14. Затем, проворачивая коленчатый вал, установите поршень с шатуном в в.м.т., после чего, выталки­вая шатун с поршнем вверх, выньте их из гильзы блока цилиндров. При вынимании поршня с шату­ном следите за тем, чтобы шатунные болты не за­девали за поверхность гильзы.
. Поршень с шатуном можно вынуть из гильзы и без снятия картера дизеля. В этом случае сни­мите крышки смотровых люков блока и картера, Через люки расшплинтуйте и отверните гайки ша­тунных болтов, пользуясь специальным ключом (рис. 76). Для облегчения снятия крышки нижней головки шатуна выбейте болты шатуна примерно на 15 мм и снимите крышку нижней головки ша­туна вместе с вкладышем. Выньте из гильзы пор­шень с шатуном, как указано выше.
Вкладыши 13 и 14 (см. рис. 7§) шатуна можно проверять,-удалять и заменять через смотровые люки, не снимая головок цилиндров и нижнего картера. Для снятия вкладышей шатуна снимите крышку смотрового люка блока и проверните ко­ленчатый вал так, чтобы нижняя головка шатуна была расположена ближе к люку. Расшплинтуйте и отверните гайки шатунных болтов, затем сними-



Рис. 81. Замер зазора в стыке поршневого кольца

 


Рис. 80. Замер зазора между поршне­вым кольцом и канавкой поршня

 


Рис. 82. Определение упругости (ра­диальной силы) поршневых колеи

 



Надпись: Таблица 2  Индекс группы	Диаметр отверстия под палец, мм  А2	- 59,966.	.59,973  А1	59,973.	.59,980    Надпись: Таблица 3  Обозначение  поршня	Индекс  группы	Наименование  группы	Диаметр юбки поршня, мм  51-03-36  51-03-23	м  С1  С2  Б	Меньшая Средняя первая Средняя вторая Большая	144.64..	.144.66  144.66..	.144.68  144.68..	.144.70144.70..	.144.72  51-03-36-Р1 51-03-23-Р1	М - С1 С2 Б	Меньшая Средняя первая Средняя вторая Большая	145.34..	. 145,36  145.36..	.145.38  145.38..	. 145,40145.40..	.145.42    Надпись: Таблица 4  Индекс группы	Диаметр отверстия  	под ремонтный палец, мм  А2	60,266...60,273  А1	60,273...60,280
те крышку шатуна с вкладышем 14. Проверните коленчатый вал или приподнимите шатун и выньте из шатуна верхний вкладыш 13.
Разборка. Отметьте расположение вклады­шей 13 и 14 (см. рис. 75) и их принадлежность к шатуну нанесением рисок на торцах вкладышей, крышках и шатунах для того, чтобы при сборке устанавливать их на прежние места.
Выньте вкладыши из шатуна и крышки. Соеди­ните крышку с нижней головкой шатуна в такое положение, как она была установлена на дизеле, ориентируясь на клейма порядкового номера шату­на в комплекте, которые выбиты на бобышках ша­туна и нижних крышках под шатунные болты.
Снимите поршневые кольца 1, 2, 3, 4, 8. Для снятия поршневых колец применяйте специальные щипцы (рис. 77), разводя ими замок кольца на минимально необходимую для снятия с поршня величину. Если нет перерасхода масла и пуск ди­зеля не затруднен по причине плохой компрессии, не снимайте поршни и не устанавливайте новые кольца.
Выньте из канавок поршня замки 6 (см. рис. 75) поршневого пальца. Выньте поршневой палец 7 и. разъедините поршень с шатуном. Для снятия поршневого пальца поршень нагрейте до темпера­туры 343... 373 К (70... 100 °С). Втулку 9 верхней головки шатуна выпрессуйте только при ее замене.
Технические требования:
Поршень. 1. Поршни по диаметру отверстия 60=°;°!0мм под поршневой палец сортируются на две размерные группы согласно табл. 2.
Сортировка по группам производится по наи­меньшему диаметру отверстия. Индекс размерной группы отверстия под палец наносится на торце юбки поршня.

  1. По массе поршни сортируются на три груп­пы, с разницей в пределах одной группы не более 10 г. Группы обозначаются на торце юбки поршня индексами: Н4, Н5;' Н6, На дизель устанавливайте поршни только одной группы.
  2. По диаметру юбки поршни нормального и ремонтного размеров (как и гильзы цилиндров) сортируются на четыре размерные группы согласно табл. 3.

Так как поршень имеет овалыно-бочкообразную форму юбки, сортировка производится по наиболь­шему размеру диаметра юбки в плоскости, перпен­дикулярной оси поршневого пальца, на участке, высотой 35 мм от торца юбки. Индекс размерной группы выбит на днище поршня.

  1. Ремонтный поршень имеет увеличенный по сравнению с поршнем нормального размера диа­метр юбки на 0,7 мм. Ремонтный поршень пред­назначен для установки в гильзы цилиндров, диа­метр которых увеличен на 0,7 мм по сравнению с гильзой нормального размера.

  1. Поршни должты быть очищены от нагара^ При очистке поршней применяйте специальные рас­творы, размягчающие нагар. При отсутствии таких растворов положите поршни в холодную воду на
  2. . 12 ч, затем их хорошо просушите и очистите нагар.
  3. Поверхности канавок под поршневые кольца не должны иметь забоин, зарезов, задиров, рисок.

Перед установкой на поршень колец- канавки под них и отверстия для стока масла должны быть очищены скребками из твердых пород дерева. Для предотвращения задиров и царапин не применяйте для очистки канавок сломанных поршневых колец, металлических скребков и т. п. Небольшие надиры и риски на верхней части поршня (до первого ком­прессионного кольца) зачищайте надфилем. Порш­ни, имеющие грубые риски, надиры, вмятины, за­мените.

  1. Под поршневой палец ремонтного размера (51-03-50Р1-1) разверните отверстия в бобышках поршня до диаметра 60,ЗГо;з?4Мм и рассортируйте поршни на две размерные группы согласно табл. 4.
  2. Посадка поршневого пальца нормального и ремонтного размеров в отверстии бобышек поршня с натягом 0,019...0,030 мм обеспечивается при сборке подбором одноименных групп (А1 или А2) поршней и пальцев.

Поршневые кольца. 1. На . поршень 51-03-36 устанавливайте комплект поршневых колец 51-03-120 СП. Верхнее (первое) компрессионное кольцо 1 (см. рис. 75) и второе компрессионное кольцо 2 трапециевидного поперечного сечения. Второе компрессионное кольцо 2, кроме того, име­ет конусную рабочую поверхность так же, как и третье компрессионное кольцо 3., На третьем ком­прессионном кольце 3, имеющем конусную рабо­чую поверхность, должна быть метка ВЕРХ на торце А меньшего диаметра (рис. 78).
Для определения направления конуса рабочей поверхности этих колец, если метка ВЕРХ на коль-

це отсутствует, установите кольцо рабочей конус­ной поверхностью на ровную плиту и прижмите к плите с внутренней стороны пальцем (рис. 79). Затем к торцовой стороне подведите угольник и определите, в какую сторону наклонено кольцо. Метка ВЕРХ должна быть на торце А, в сторону которого наклонено кольцо.
2. Параметры поршневых колец 51-03-120 СП приведены в табл. 5.


5. Поршневые кольца должны без заеданий, легко прокатываться по всей канавке вокруг поршня. .
Поршневой палец. 1, Поршневые пальцы нор­мального и ремонтного размеров по наружному диаметру сортируются на две размерные группы согласно табл. 6. Поршневые пальцы сортируют­ся на размерные группы по наибольшему диамет­ру пальца. Индекс группы маркируется на торце



Таблица 5

 

Компрессионные кольца

Маслосъемные кольца

Наименование параметра кольца

верхнее

второе

третье

верхнее

нижнее

Высота, мм

3,5

3,5

3'5=о:о°9

е—0,04
°-о,ов

g-—0,04 °-0,06

Толщина (радиальная), мм

6,2—0,22 '

5,7±0,2

5,7±0,2

’»и—0,2

5,5—о,з

Зазор в стыке кольца, по-

0.9±§;f

0,7±0,15

0,7±0,15

0,6±0,15

0,6±0,15

ставленного в цилиндр диа­метром 145 мм, мм

74,77±9,35

 

 

 

 

Радиальные силы, прило-

98,0±12,5

93,1 ±14,0

15,47±3,09

61,80+9,46

женные в точках, отстоящих

(10,00±1,25)

(7,63±0,95)

(9,5±1,43)

(1,58±0,32)

(6,31+0,97)

на 90° «а обе стороны от стыка, при сжатии кольца до нормального зазора, Н (кгс)

 

 

 

 

 

(см. рис. 82)

 

0,22.. .0,34

0,07... 0,11

 

 

Торцовый зазор между кольцом и канавкой поршня, •

0,22... 0,34

0,04 ... 0,08

0,04 ... 0,09

 

 

ММ

 

 

 

 

 

 

Надпись: Таблица 6  Обозначение пальца	Индекс  группы	Диаметр пальца, мм	Цвет маркировки  16-03-50	А2	59,992..	.59,996	Желтый  	А1	59,996..	.60,000	Зеленый  16-03-50-Р1-1	А2	60,292..	.60,296	Желтый  	А1	60,296..	.60,300	Зеленый
При увеличении торцового зазора между коль­цом и канавкой поршня до 0,4 мм (рис. 80) и зазо­ра в стыке колец, вставленных в гильзу до 5 мм (рис. 81), кольца выбраковывайте.

  1. В запасные части поршневые кольца нор­мального и ремонтного размеров поставляются ком­плектами на один дизель.

Поршневые кольца ремонтного размера 51-03-120Р-1 СП увеличены по сравнению с коль­цами нормального размера 51-03-120 СП по наруж­ному диаметру на 0,7 мм. Ремонтные кольца пред­назначены для установки совместно с ремонтным поршнем.

  1. На поршень 51-03-23 устанавливайте ком­

плект поршневых колец 51-03-115 СП, состоящий из верхнего компрессионного кольца А27.06.02.101 трапециевидного поперечного сечения, двух конус­ных компрессионных колец А27.06.00.014* (толщи­ной 3,5~ о’оэ мм)> верхнего маслосъемного кольца А27,16.70.000 со спиральным расширителем и ниж­него маслосъемного кольца А27.16.20.013 без хро­мового покрытия и расширителя. Оба маслосъем­ных кольца имеют толщину (высоту)       мм.
Конусные кольца устанавливайте на поршень тор­цом с меткой ВЕРХ, обращенным к днищу.
При установке верхнего маслосъемного кольца замки расширителя и кольца расположите в про­тивоположных сторонах. Маслосъемные кольца А27.16.70.000 со спиральным расширителем и А27.16.20.013 без хромового покрытия могут быть установлены на поршень 51-03-10.
Поршень 51-03-23-Р1 и комплект колец 51-03-115- Р1 СП ремонтного размера увеличены по наруж­ному диаметру на 0,7 мм по -сравнению с этими деталями нормального размера.

или внутренней поверхности пальца маслостойкой краской соответствующего цвета (А2 — желтый; А1 — зеленый).
2. Поршневой палец ремонтного размера 16-03-50-Р1-1 по сравнению с пальцем нормаль­ного размера 16-03-50 увеличен по наружному диа­метру на 0,3 мм.
Ремонтный палец предназначен для установки в поршни и втулки верхней головки шатуна, диа­метр отверстий которых под палец увеличен на 0,3 мм по сравнению с нормальным.

  1. Предельный зазор в сопряжениях: поршне­вой палец и втулка верхней головки шатуна — 0,15 мм; поршневой палец — бобышки поршня — 0,15 мм.

Втулка верхней головки шатуна. 1. Втулка должна запрессовываться в верхнюю головку ша­туна со стороны, имеющей закругленную и запо­лированную кромку отверстия под втулку. Наруж­ный диаметр втулки 68^;jJ| мм. Диаметр отвер­стия в головке шатуна под втулку 68+0'030 мм.


Надпись: Таблица 7  Обозначение поршневого пальца	Индекс  группы	Диаметр отверстия втулки под поршне¬вой палец» мм	Цвет маркировки шатуна  16-03-50	А2  А1	60.10..	.60.01960.19..	.60.029	Желтый  Зеленый  16-03-50-РЫ	А2  А1	60.310..	.60.31960.319..	.60.329	Желтый  Зеленый    Посадка втулки в отверстие вершей головки с на­тягом 0,072... 0,132 мм.
2, Втулка после обработки в сборе с шатуном должна иметь внутренний диаметр:        60+°;^® мм —
под поршневой палец нормального размера (16-03-50); 60,3^;°f® мм— под поршневой палец ремонтного размера (16-03-50-Р1-1).
3. Втулка 03315-Р верхней головки шатуна по­ставляется в запасные части с внутренним диамет­ром 59,4+0'2 мм (с припуском на расточку в ша­туне) .

тируются на две размерные группы согласно табл. ?.
Шатуны сортируются по наименьшему диамет­ру отверстия втулки верхней головки. Индекс груп­пы маркируется на шатуне маслостойкой краской соответствующего цвета (А2 — желтый, А1—зе­леный).

  1. Посадка поршневого пальца в отверстие втул­ки верхней головки шатуна должна быть с зазо­ром 0,014... 0,033 мм.
  2. Поршневой палец должен иметь посадку по втулке верхней головки шатуна без, ощутимого люфта и должен перемещаться из одного крайнего положения в другое усилием руки.
  3. Маслоподводящий канал в теле шатуна и два отверстия в верхней головке шатуна должны быть очищены от металлических частиц, пыли’ и грязи и продуты сжатым воздухом. Проверяйте чистоту канала с помощью намагниченного стержня.

Вкладыши шатуна. 1. Размеры, маркировка вкладышей и диаметры сопрягаемых с ними шеек коленчатого вала приведены в табл. 8.
Так как внутренняя поверхность шатунных вкладышей имеет овальную форму (наименьшая толщина вкладыша — у плоскости разъема), тол­щина S указана в диаметральной плоскости, пер­



Таблица 8

 

 

 

Толщина, мм

Диаметр шатунной шейки коленчатого вала, мм

Обозначение вкладышей

Индекс
группы

вкладыша

антифрикционного
слоя

стальной основы

Нормальные

А23.01-10003А
А23.01-10004А

БН1

3.8751“;^

0,59...0,78

3,15 + 0,09

92,21—0,023

 

А23.01-10003А-01
А23.01-10004А-01

БН2

4.0lS:o°2

0,72...0,90

3,15±0,09

91 ,96—0,028

 

A23.0I-10003A-02
А23.01-10004А-02

БР1

4 07с—0,03

0,74...0,93

3,5 ± 0,09

91 ,21^_о,о2з

Ремонтные

А23.01-10003А-03 А23.01 -10004А-03

БР2

4 7Гч“"0*03 **'4_0f04

0,4...0,63

4,2 ± 0,11

90,46__о,о2з

А23.01-10003-04 А23.01-10004.-04

АРЗ

5,125Z§;§!

1,07...1,43

89,71_Qfo2s

 

А23.01-10003-05 А23.01-10004-05

АР4

с С-0,03 0,04

0,87...1,23

88,96__о,о2з

Примечание. Из каждой пары вкладыш с меньшим номером — верхний

с большим — нижний,

 

 




Втулка 03315-Р1-1 ремонтных размеров увели­чена по сравнению с втулкой нормальных разме­ров 03315 по наружному диаметру на 0,5 мм и уменьшена по внутреннему диаметру на 0,4... 0,6 мм (с припуском на расточку в шатуне).
Шатун. 1. Шатуны в сборе с крышкой и втул­кой по массе разбиваются на группы с разницей в пределах одной группы не более 35 г. Группы обозначаются индексами Б1, В1, П, Д1 и т. д. и маркируются электрографом на бобышках под шатунный болт нижней головки шатуна. На ди­зель устанавливаются шатуны одной группы. Рас- комплектовка крышки и шатуна не допускается.

  1. По диаметру отверстия во втулке вершей головки под поршневой палец нормального и ре­монтного размеров шатуны в сборе с втулкой сор­
    пендикулярной плоскости разъема вкладыша (рис. 83). Зазор в шатунном подшипнике в этой

Рис. 83. Вкладыш шатуна:
/ — верхний; 2 — нижний
плоскости 0,1...0,164 мм. При зазоре в шатунном подшипнике более 0,3 мм замените вкладыши. При определении зазора в подшипнике измерение диа-

Надпись: Таблица 8  Обозначение комплекта	Маркировка  вкладышей	Диаметр шатунной шейки вала, мм  А23.01 -100-160 сбН1	БН1	S2,21	о,04з  A23.01-I00-160 сбН2	БН2	  А23.01-100-160 сбР1	БР1	91,21—о,о2з  А23.01-100-160 сбР2	БР2	  А23.01-100-130 сбРЗ	АРЗ	S9,71—о,о2з  (16-03-C6120-P3-1)		  А23.01-100-130 сбР4 (16-03-сб!21-Р4-1)	АР4	88,96_О,О2З    Svietpa. Ы-верётий во вкладышах, установленных 6 шатун, производите в плоскости, перпендикуляр­ной плоскости разъема шатуна и крышки (рис. 84).
Индекс группы вкладышей маркируется меха­ническим способом на стальной поверхности вбли­зи разъема: маркировка вкладышей ремонтных размеров допускается в средней части одного из торцов вкладыша.

  1. Высота вкладышей замеряется при их обжа­тии по одному из стыков в специальном приспо­соблении и равна 50+о!о? мм.
  2. На поверхностях вкладышей не допускают­ся заусенцы и выступающие забоины. Вкладыши с шероховатой поверхностью и имеющие на ней задиры подлежат замене.
  3. Шатунные вкладыши нормальных и ремонт­ных размеров в запасные части поставляются ком­плектами на один дизель согласно табл. 9,
  4. Для валов, перешлифованных при ремонте на размеры, отличные от указанных в табл. 9, под­бирают вкладыши ремонтного размера и дополни­тельно растачивают их в сборе с шатунами. Мини­мальная толщина антифрикционного слоя расто­ченных вкладышей у стыков должна быть не ме­нее 0,3 мм.

При расточке вкладышей должен быть обеспе­чен зазор между шатунной шейкой коленчатого вала и вкладышем шатуна 0,12...0,16 мм. Оси отверстий во вкладышах и во втулке верхней голов­ки шатуна должны лежать в одной плоскости и быть параллельны между собой. Допускаемое от­клонение не более 0,04 мм на длине 100 мм. Рас­стояние между указанными осями должно быть
380+0.095 мм.
Сборка поршня с шатуном. Подберите для ди­зеля комплект шатунов И (см. рис. 75) в сборе с крышкой 15 и втулкой 9 по массе одной группы, т. е. все шатуны должны быть группы Б1, или груп­пы В1 и т. д. Разница в массах всех шатунов в ком­плекте на дизеле допускается не более 35 г.
Прочистите, промойте и продуйте сжатым возду­хом маслоподводящие каналы в теле шатуна и два отверстия в верхней головке шатуна. Протрите и установите вкладыши в шатун и в крышку шатуна так, чтобы усик (выступ) вкладыша вошел в соот­ветствующий паз. В шатун устанавливайте вклады­ши 13 с канавкой, в крышку шатуна — вкладыши 14 без канавки.
Вставьте шатунные болты 12. Наденьте на бол­ты крышку шатуна с вкладышами так, чтобы мет­ки на бобышках шатуна и крышки были обраще»
•нЫ в одну сторону, как и до разборки. На шатун­ные болты наверните гайки 16.
Подберите комплект поршней 1 по массе одной группы, т. е. все поршни должны быть группы Н4 или Н5 или Н6, Разница в массах поршней в ком­плекте допускается не более 10 г.
К комплекту поршней и шатунов подберите поршневые пальцы 7. Кроме вышеперечисленных требований сопрягаемые поршни, шатуны и поршне­вые пальцы должны быть одной размерной груп­пы А1 или А2 под посадочный диаметр пальца.
Соедините поршневым пальцем поршень с ша­туном. Перед сборкой поршень нагрейте до темпе­ратуры 343... 373 К (70... 100 °С), поверхность поршневого пальца смажьте моторным маслом. Палец должен входить в отверстия в бобышках поршня от легких ударов резинового молотка. Ша­тун должен прокачиваться на поршневом пальце свободно, под действием своего веса, заедание не допускается.
Установите в канавки отверстия в бобышках поршня замки 6 поршневого пальца. Наденьте на каждый поршень, пользуясь щипцами (см. рис. 77), последовательно пять колец: два маслосъемных 8 и 4 (см. рис. 75), два компрессионных нижних 3 и 2, одно компрессионное верхнее 1. Под верхнее масло­съемное кольцо 4 предварительно наденьте расши­ритель 5. Третье компрессионное кольцо 3 устанав­ливайте так, чтобы метка ВЕРХ на кольце была обращена к днищу поршня.
Установка. Протрите гильзы блока и убедитесь в отсутствии повреждений на стенках гильзы. Уда­лите нагар с верхней части внутренней поверхно­сти гильзы. Если в верхней части внутренней по­верхности гильзы имеется уступ (выработка) от износа, то при установке новых поршневых колец удалите уступ специальным инструментом. Подбе­рите по массе комплекты поршней и шатунов одной группы. Отверните гайки с шатунных болтов и сни­мите крышку шатуна. Смажьте внутреннюю поверх­ность гильзы и поршень чистым моторным маслом, расположите замки поршневых колец под углом 120° один относительно другого и установите пор­шень в сборе с шатуном в гильзу блока.
При установке поршней в сборе с кольцами вставляйте поршни в гильзу с помощью приспособ­ления (рис. 85).
Шатуны должны быть обращены бобышками с клеймами в сторону люков блока.
Протрите и смажьте моторным маслом шатун­ные шейки коленчатого вала, вкладыши шатунов и крышек и закрепите нижние головки шатунов с крышками и вкладышами на коленчатом валу гай­ками. Крышки шатуна в сборе с вкладышами уста­навливайте в то же положение, в каком они нахо­дились на шатуне до разборки.
Смажьте резьбу болта и торец тайки моторным маслом и затяните гайки. Момент затяжки гаек

  1. .205 Н-м (17...21 кгс-м), допускается до- тяжка гайки до совпадения прорези с отверстием под шплинт в болте. После затяжки нанесите рис­ки на торцах гаек и болтов.

После затяжки гаек проверьте легкость прово­рачивания коленчатого вала и наличие осевого зазора в шатунных подшипниках, Нижние головки шатунов от легких ударов молотка должны пере­мещаться вдоль шейки вала. Нормальный зазор

Рис.' 84. Определение наименьшего размера диаметра в шатунных вкладышах

 

Рис. 85. Приспособление для установки поршня в сборе с кольцами в гиль­зу цилиндров

 


Рис. 88. Съемник для снятия задней крышки ко- Рис. 89. Схема установки коренных вкладышей в блок цилиндров?
реннего подшипника                                 1,2 — верхний и нижний вкладыши переднего подшипника; 8, 4 — верхний и
нижний вкладыши промежуточного подшипника; 5,т 6 — верхний и нижний вкладыши заднего подшипника; 7, 8 — верхний и нижний задние вкладыши заднего подшипника; 9 — полукольца упорные; А — передняя плоскость блока

 

 

между торцом нижней головки шатуна и буртом шейки коленчатого вала должен быть в пределах 0,230... 0,690 мм. Зашплинтуйте шатунные гайки шплинтами.