ПОРШЕНЬ И ШАТУН

Снятие. Снимите пусковой двигатель с дизеля. Снимите головку цилиндров и крышку люка под­дона пускового двигателя. Проверните коленчатый вал, установив головку шатуна против люка. Рас- шплинтуйте и отверните гайки 30 (см. рис. 130) шатунных болтов 16. Выбейте из крышки нижней головки шатуна болты и снимите ее вместе с вкла­дышем. Проверните коленчатый вал, установив пор. шень в ВМТ, выньте поршень 10 с шатуном из ци­линдра. При этом следите, чтобы шатунные болты не задевали поверхность цилиндра. Пометьте ша­тун первого цилиндра цифрой «1», второго — «2».
Разборка. Нанесите метки на торцах вклады­шей, крышек и шатунов, чтобы при сборке уста­новить их на прежнее место. Выньте вкладыши из крышки и нижней головки шатуна.
Соедините крышку и нижнюю головку шатуна болтами в таком положении, как они стояли на двигателе.
Снимите поршневые кольца специальными щип­цами. Поршневые кольца снимайте только при их замене, при потере компрессии или для удаления нагара в канавках поршня.
Нагрейте поршень до температуры 343... 363 К (70 ... 90 °С). Удалите заглушку 12 и поршневой палец 11.
Технические требования:
Поршень, 1. Поршни, установленные на одном двигателе, по массе не должны отличаться более чем на 10 г. Масса поршня в граммах нанесена на днище поршня. Диаметр юбки поршня 92~g-]|| мм.

  1. По диаметру юбки поршни сортируются на четыре размерные группы: А (92^ол75 мм),

Б(92-g;||g MM)t в (92Zo:i4s мм) и г(921о,'!зо мм)-
Сортировка проводится по наибольшему диа­метру юбки. Обозначение группы нанесено на дни­ще поршня. Поршни должны устанавливаться в ци­линдры одноименной размерной группы.

  1. В запасные части поставляются поршни трех ремонтных размеров согласно табл. 15.
  2. Поршни перед установкой в двигатель дол­жны быть очищены от нагара. Применяйте для очи­стки специальные размягчающие растворы. При отсутствии таких растворов положите поршни в хо­лодную воду на 10... 12ч, затем хорошо просу­шите и очистите нагар.

Канавки под поршневые кольца и отверстия для стока масла очищайте скребками из твердых пород
дерева. Во избежание задиров не применяйте для очистки металлические скребки.
Шатун. 1. Шатун и крышка шатуна обрабаты­ваются в сборе, поэтому их раскомплектовка не до­пускается. При обработке и замере диаметра от­верстий нижней головки шатуна гайки болтов затя­гивайте ключом с плечом 250 мм.

  1. Шатуны, установленные в двигателе, не дол­жны отличаться по массе более чем на 20 г. Мас­са нанесена на нижней головке шатуна последними тремя цифрами, в граммах.
  2. Оси верхней и нижней головок шатуна дол­жны лежать в одной плоскости и быть параллель­ны, смещение не более 0,06 мм на длине 100 мм, допустимое смещение (скручивание и изгиб) допу­скается не более 0,1 мм.
  3. Расстояние между осями отверстий верхней и нижней головок шатуна (216±0,05) мм, допусти­мое расстояние 215,5 мм.

Втулка верхней головки шатуна. 1. Внутренний диаметр втулки после запрессовки и развертывания должен быть равен 28^g;g|^ мм. Натяг между отвер­стием верхней головки шатуна и втулкой 0,04... 0,115 мм, допустимый натяг 0,02 мм.

  1. В запасные части поставляются втулки ша­туна нормального и ремонтного размеров с при­пуском для обработки внутреннего диаметра. Втул­ка ремонтного размера 03148Р2-1 имеет увеличен­ный на 1мм наружный и уменьшенный на 0,3 мм внутренний диаметры. Эта втулка может приме­няться с перешлифованным на размер 27,7_0,оов мм пальцем и запрессовывается в расточенную на раз­мер 34+0’025 мм верхнюю головку шатуна.
  2. При износе втулки по внутреннему диаметру допускается осаживать ее с торцов и обработать внутренний диаметр. Допустимая длина втулки после осадки не менее 30 мм.
  3. Радиальные отверстия просверлите во втулке после запрессовки по отверстиям в шатуне. Внут­реннюю поверхность втулки обработайте после сверления радиальных отверстий.

Поршневые кольца. 1. Кольца ремонтного раз­мера компрессионные 03350Р1 -II и маслосъемные 03351Р1 -II имеют увеличенный на 0,75 мм наруж­ный диаметр, а кольца 03350P2-I, 03351 P2-I на 1,5 мм. Кольца 03350 P1-II и 03351 P1-II приме­няйте с ремонтным поршнем 03349 P1-I1, а кольца 03350P2-I и 03351 P2-I с поршнями 03349 P2-I и 03349 P2-II.

  1. Установленное в цилиндр кольцо должно иметь тепловой зазор в стыке 0,55...0,75 мм.

Просвет между компрессионным кольцом и ка­либром допускается не более 0,02 мм в любом ме­сте с плавным уменьшением в обе стороны, но не ближе 5 мм от стыка.

Надпись: Таблица 16  Обозначение вкла-дышей по чертежу	Маркиров¬ка вкла-дышей	Толщина вкладышей, мм	Диаметр шейки коленчатого вала, мм  А23.01-5403  А23.01-5404	БН1	0-0,015 —0,023	кп-0,025  ои-0,050  А23.01-5403-01 А2.3.01-5404-01	БР1	п ос—0,015  ^ 0,023	до с—0,025 *у’°-0,050  А23.01-5403-02 А23.01-5404-02	БР2	о с-0,015 0,023	4Q—0,025 ^у—0,050  А23.01-5403-03 А23.01-5404-03	БРЗ	9 7^—0,015 0,023	до с—0,025 ^о, О—о,о50  А23.01-5403-04 А23.01-5404-04	БР4	,з-0,015 ^—0,023	Дй—0,025 0,050    Надпись: кировку  Mto'ol  Маслосъемное кольцо не должно иметь просвет при установке в калибр.

  1. При сжатии кольца до рабочего зазора в сты­ке 0,55... 0,75'мм, силы, приложенные в двух точ­ках, отстоящих от стыка каждая на 90°, должны быть в пределах 40... 80 Н (4... 8 кгс).

4 Для проверки неплоскостности торцов ком­прессионные кольца пропустите через щелевое при­способление шириной 4,03_o,oi мм. Кольца должны свободно проходить через щель под действием соб­ственного веса.
Поршневой палец. 1. Ремонтный палец 03158-1P1-I
имеет увеличенный на 0,2 мм наружный диаметр.
Ремонтный палец используйте с изношенными нор­мальным и ремонтным поршнями, обработанными на размер диаметра отверстия 28,2~g;g^ мм.
Изношенные пальцы после перешлифовки на размер 27,7-о,оо9 мм используйте в комплекте с ре­монтными поршнями 03349P1-II и 03349P2-II.

  1. Поршневой палец должен свободно повора­чиваться по втулке шатуна и перемещаться под действием собственного веса.
  2. Заглушка 03159P1-I поршневого пальца ре­монтного размера имеет увеличенный на 0,2 мм диаметр посадочного места 28,2+°;°*° мм.

Вкладыши. 1. В запасные части поставляются шатунные вкладыши нормального размера и четы­рех ремонтных размеров. Размеры вкладышей и шатунных шеек коленчатого ’ вала, их маркировка даны в табл, 16. Маркировка вкладышей нанесена на наружной стальной поверхности вблизи стыка. На ремонтных вкладышах маркировка может быть нанесена в средней части одного из торцов;
2. Внутренняя поверхность вкладышей оваль­ной формы, поэтому они по окружности имеют раз­личную толщину. Наибольшую толщину имеет сред­няя часть вкладыша. Измеряйте вкладыши в пло­скости, перпендикулярной разъему.
•    3. Высота вкладыша, замеренная под нагруз­
кой, приложенной к одной из плоскостей разъема,— 27+о;от MMi суммарная высота обоих вкладышей 54 мм. Вкладыши, имеющие другую высоту, разбиты на две группы и внешне отличаются до­полнительной маркировкой, нанесенной на стопор­ный усик. Группа вкладышей высотой 27+3',ot мм имеет маркировку «—», вкладыши высотой 27^;^мм имеют маркировку «+». Такие вкладыши в под­шипнике спаривайте следующим образом: имею­щий маркировку «+» с вкладышем, имеющим мар­


», что обеспечивает суммарную высоту
мм.
Поршень и шатун в сборе. 1. Разница в массе входящих в комплект поршней в сборе с шатунами не должна превышать 30 г.

  1. Разведение поршневых колец при установке на поршень должно быть ограничено обоймой с внутренним диаметром 100 мм.
  2. При поворачивании вокруг своей оси поршня, находящегося в горизонтальном положении, кольца должны плавно перемещаться в канавках и уто­пать в них под действием собственного веса.
  3. Зазор между компрессионными и маслосъем­ными кольцами и канавкой поршня 0,04... 0,085 мм, допустимый зазор 0,2 мм, предельный зазор 0,4 мм.
  4. Поршневой палец должен свободно повора­чиваться во втулке шатуна и перемещаться под действием собственного веса.
  5. Суммарный зазор, определенный на приборе КИ-11140-ГОСНИТИ, в сопряжениях: поршень — палец, палец — втулка шатуна, вкладыши шату­на— шатунная шейка, коренные шейки — шарико­подшипники— должен быть не более 1 мм. Если зазор более 1 мм, двигатель подлежит разборке для определения зазоров в каждом сопряжении и последующем ремонте.
  6. Сопряжение между отверстием поршня и поршневым пальцем для новых деталей должно быть от натяга 0,017 мм до зазора 0,005.мм, допу­стимый зазор 0,03 мм, предельный зазор 0,15 мм.
  7. Зазор между пальцем и втулкой шатуна 0,007... 0,029 мм, допустимый зазор 0,08 мм, пре­дельный зазор 0,15 мм.
  8. Нормальный зазор между вкладышем и ша­тунной шейкой в плоскости, перпендикулярной разъему, 0,055... 0,115 мм.

Если зазор превышает. 0,23 мм, замените изно­шенные вкладыши.

  1. Радиальный зазор шарикоподшипников ко­ленчатого вала 0,013...0,033 мм, допустимый за­зор 0,1 мм, предельный зазор 0,25 мм.
  2. Разрежение в цилиндрах (показатель ком­прессии), замеренное на приборе КИ-5315-ГОС- НИТИ, должно быть не менее 0,3 кгс/см2. При мень­шем разрежении проверьте состояние поршневых колец.

Сборка. Для запрессовки втулки 9 (см. рис. 130) нагрейте шатун 15 до температуры 353...363 К (80...90°С). Запрессуйте втулку заподлицо с тор­цами головки шатуна. Втулку для запрессовки можно охладить до 223 К (—50 °С).
Нагрейте поршень до температуры 343...363 К (70...90°С). Смажьте моторным маслом поршне­вой палец .и втулку шатуна. Соберите поршень с шатуном, протолкнув легкими ударами медного молотка поршневой палец. Палец должен входить от усилия не более 30 Н (3 кгс).
Запрессуйте с обеих сторон поршня заглушку 12 поршневого пальца. При выступании заглушек над поверхностью поршня опилите их.
Установите в канавки специальными щипцами последовательно маслосбрасывающее 13 и три ком­прессионных 14 кольца фаской к днищу поршня. Расположите стыки колец, под углом 120° относи­тельно друг друга. Установите в шатун и крышку нижней головки шатуна верхний 32 и нижний 31 вкладыши по ранее нанесенным меткам.

Установка. Удалите нагар с верхней части по­верхности цилиндров. Протрите цилиндры и шатун­ные шейки коленчатого вала 29 льняной салфеткой.
Смажьте моторным маслом шатунные шейки вала, вкладыши шатунов и крышек, цилиндры бло­ка, поршни и шатунные болты. Установите по ранее нанесенным меткам поршни с шатунами в цилин­дры, пользуясь для направления колец приспособ­лением. Шатун с меткой «1» должен быть установ­лен в первый цилиндр, с меткой «2» —во второй. Поршни перед установкой подбирайте соответст­венно размерным группам цилиндров.
Заведите шатун с болтами 16 нижней головки на шатунную шейку коленчатого вала. Установите крышку по ранее нанесенным меткам. Крышку с шатуном собирайте так, чтобы пазы под усики вкладышей находились с одной стороны. Закрепите крышку к шатуну, навернув на шатунные болты гайки 30.
Момент затяжки гаек 68,6... 88,2 Н • м (7... 9 кгс-м). Допускается увеличение момента затяж­ки до 107,8 Н-м (11 кгс-м) для совмещения бли­жайшей прорези в гайке с отверстием в шатунном болте. Зашплинтуйте гайки, отогнув один конец шплинта на торец болта, другой на грань гайки.
Шатун должен перемещаться вдоль шейки вала от усилия руки.
Закройте крышкой люк поддона блока и уста­новите на блок головку цилиндров.