РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОПЛИВНОГО НАСОСА С РЕГУЛЯТОРОМ

Регулирование и обкатка топливного насоса на стенде. Регулируйте топливный насос на стенде КИ-22201 или КИ-921М (СДТА-2) в сборе с регу­лятором, фильтром тонкой очистки топлива и топ­ливоподкачивающим насосом.
Топливный насос подвергается следующим ре­гулированиям и испытаниям: регулирование кулач­кового механизма (толкателей) на момент начала подачи топлива, установка полного хода тяги рейки, обкатка, регулирование количества подаваемого топлива секциями насоса, регулирование упоров максимальной и минимальной' частот вращения регулятора.
Регулирование кулачкового механизма (толка­телей) на момент начала подачи топлива. Снимите секции, крышки корректора, бокового люка блока насоса и люков регулятора.
Прижмите винтом 3 (рис. 176) приспособление к призалочной плоскости корпуса регулятора. Опу­стите накидной рычаг 5 на шестерню так, чтобы зуб стрелки 6 вошел без зазора во впадину зубьев, против которой имеется метка-керн 1 и цифра «1». Опорный ролик 2 не должен препятствовать вра­щению шестерни привода, но не должен отходить от поверхности зубьев более чем на 0,5 мм.
Установите вращением по часовой стрелке шестерни привода стрелку приспособления на ну­левое деление шкалы 4. При этом первый кулачок валика йасоса бyдe^ установлен в положение на­чала подачи топлива, а расстояние.В между осью впадины зубьев с меткой 1 и привалочной плос­костью корпуса регулятора должно быть равно

  1. мм для дизеля Д-160 и для дизеля Д-160Б (или
  2. мм от метки-керна на шестерне для дизелей Д-160 и Д-160Б). Крайние деления на шкале при­способления соответствуют допуску. ±0,4 мм на указанные размеры.

Установите, при положении стрелки приспособ­ления на нулевом делении шкалы, размер А'= (45,5±0,05) мм (рис. 177) от верхней плоско­сти блока до упорной поверхности регулировочного хвостовика толкателя первой секции.
Законтрите хвостовик контргайкой и снова про­верьте размер А. Размер А устанавливайте и про­верьте с помощью индикаторного приспособления (рис. 178), устанавливаемого на блок, или глуби­номером.
Перед установкой индикаторного приспособле­ния плоскость блока протрите и зачистите высту­пающие забоины. Приспособление установите на штифты блока без перекоса и плотно прижмите к плоскости блока винтами. Правильность установки приспособления проверьте щупом толщиной 0,03 мм-, который не должен проходить между плоскостями блока и приспособления.
Индикатор приспособления настраивайте на нулевое деление шкалы при помощи специального калибра-шаблона. Завертывайте или отвертывайте, контрите гайкой регулировочный хвостовик толка­теля специальным ключом (рис. 179), вставленным в приспособление с индикатором или ключами ПИМ-640.200.03 и ПИМ-640.200.04 (рис. 180).


Q
Ф23
Рис, 179. Специальные ключи для установки хво-
стовика толкателя и затяжки контргайки и. хво-
стовика
По окончании регулирования толкателя первой секции последовательным поворачиванием шестер­ни привода по часовой стрелке на 90, 180 и 270°' отрегулируйте также толкатели третьей, четвертой и второй секций. При каждом повороте шестерни вводите зуб стрелки приспособления во впадину, против которой нанесена соответствующая метка, и устанавливайте стрелку на нулевое деление шкалы.
При регулировании кулачкового механизма на Момент начала подачи топлива шестерню привода вращайте только по часовой стрелке, не допуская обратных поворотов.



Рис. 180. Регулирование начала впры­ска с помощью ключей ПИМ-640,200.03 и ПИМ-640.200.04

Установка полного выхода тяги рейки. Устано­вите вращением регулировочной муфты 1 (рис. 181) расстояние А от плоскости блока 2 до торца муф­ты, равным (26,5±0,2) мм при вытянутой тяге рейки до упора стопорного кольца в переднюю плоскость блока. Вложите в паз регулировочной муфты и тяги стопорный угольник, наверните и за­тяните контргайку. Момент затяжки гайки не ме­нее 20 Н-м (2 кгс-м). Соедините тягу рейки с двуплечим рычагом регулятора регулируемой тягой.



Рис. 181, Установка полного выхода тяги рейки

Обкатка топливного насоса. Обкатка топлив­ного насоса производится с топливопроводами вы­сокого давления и форсунками, отрегулированными на нормальное давление начала впрыска топлива.
Установите на насос секции и рейку, установите крышки люков. Проверьте затяжку болтов и гаек крепления секций, крышек люкоз и других соеди­нений.
Установите насос на стенд и прикрепите пред­варительно к кронштейну. Залейте в насос масло до уровня заливного отверстия. Соедините вал на­соса с валом стенда. Прокрутите вручную на два оборота вал привода стенда, после, чего оконча­тельно закрепите кронштейн к столу стенда.
Включите электродвигатель стенда и откройте ключом 27349 продувочный вентиль на фильтре тонкой очистки. Откройте поочередно продувочные вентили на секциях насоса и выпустите воздух из топливного насоса (выходящая струя топлива не должна содержать пузырьков воздуха).
Обкатайте насос в течение не менее 35 мин при полной подаче топлива (регулировочная муфта касается пружины корректора без ее деформации) и частоте вращения кулачкового валика насоса (600±25) мин~! для дизеля Д-160 и (500± ±25) мин-1 для дизеля Д-160Б.
Во время обкатки течь масла или топлива через места уплотнений не допускается. Проверьте на ощупь степень нагрева трущихся деталей. Не до­пускается нагрев трущихся деталей выше 353 К (80 °С).
После обкатки проверьте герметичность обрат­ных клапанов секций. Включите стенд и, передви­гая взад и вперед тягу рейки, убедитесь в отсут­ствии пропуска клапанами и вытекания из штуце­ров топлива при положении рейки на включенной подаче топлива.
Проверка регулирования насоса на момент нача­ла подачи топлива моментоскопом. Моментоскопом проверяйте насосы, у которых установлены новые или малоизношенные плунжерные пары. Моменто- скоп 7 (см. рис. 177) представляет собой отрезок топливопровода € высокого давления с прикреп­ленной к нему посредством резиновой трубки 9 стеклянной трубки 10. Установите моментоскоп на' штуцер первой секции 6.
Секцию прокачайте, чтобы в стеклянной трубке , не было пузырьков воздуха. Поворачивайте ше­стерню привода до тех пор, пока топливо, подавае­мое плунжером, не заполнит частично стеклянную трубку, затем медленно поворачивая по часовой стрелке шестерню, определите момент начала дви­жения мениска (уровня топлива) в стеклянной трубке. Положение шестерни привода насоса в момент начала движения мениска в стеклянной трубке должно быть таким, чтобы расстояние В от центра метки-керна с цифрой 1 на ободе ше­стерни до привалочной плоскости корпуса регуля­тора было равно (74±0,4) мм [или от оси впадины зубьев с меткой до привалочной плоскости регуля­тора— (73±0,4) мм]. Это соответствует началу по­дачи топлива насосом в тот момент, когда колен­чатый вал дизеля не доходит до верхней мертвой точки на угол D—(24±1)° у дизелей Д-160 и ¦ Д-160Б.
Если момент начала движения мениска не со­ответствует указанному положению шестерни при­вода, допускается вывертыванием или завертыва­нием регулировочного хвостовика толкателя из­менить размер А от верхней плоскости блока на­соса до упорной поверхности хвостовика до величины (45,5±0,1) мм. Дальнейшими поворотами шестерни привода по часовой стрелке проверьте аналогично момент начала подачи остальными секциями, т.е. 3-й, 4-й, 2-й.
Регулирование топливного насоса на количество и равномерность подачи топлива. При регулиро­вании количества подаваемого топлива тягу рейки закрепите в положении подачи (регулировочная муфта касается пружины корректора без ее дефор­мации), а под пружину корректора подложите щуп
толщиной 3,6 мм для дизелей Д-160 и Д-160Б. На­сос регулируется с подсоединенными к секциям насоса топливопроводами высокого давления и форсунками.
Топливопроводы высокого давления, применяе­мые для регулирования насоса, должны быть для всех четырех секций одинаковой длины (990 мм) и, иметь одинаковое проходное сечение.
Форсунки должны быть отрегулированы на дав­ление впрыска и качество распыла топлива и иметь одинаковую пропускную способность. Для сбора топлива форсунки установите в специальные глу­шители стенда, в которых впрыскиваемое распы­ленное топливо собирается, и из них через сливную трубку и механизм переключения потока топлива вытекает в мензурки.
Установите на стенд топливный насос, предва­рительно отрегулированный и проверенный на мо­мент подачи топлива, заправьте маслом. Включите стенд и установите механизм переключения потока топлива так,, чтобы топливо, впрыскиваемое фор­сунками, переливалось в бак. Убедитесь во время работы насоса с форсунками, нет ли течи топлива в соединениях. Устраните обнаруженные течи. Проверьте при закрепленной тяге рейки в положе­нии полной подачи количества подаваемого топ­лива каждой секцией, при сборе топлива из форсу­нок в мензурки.
Подача топлива каждой секцией за 500 рабочих ходов плунжера должна быть в пределах, указан­ных в табл. 19.
Проверьте равномерность подачи топлива сек­циями при выходе тяги рейки на 9,5 мм от пло­скости блока и частоте вращения валика насоса (250±20) мин-1.- Разница в подаче секциями не должна превышать 9 см3 (работают все четыре секции) за 500 рабочих ходов плунжера при зна­чении подачи не менее 55 см3.
Уровень топлива определяйте по нижнему ме­ниску, а объем определяется по шкале, нанесен­ной на мензурке. Если собранное количество топ­лива, подаваемое секцией, больше или меньше необходимого, отрегулируйте соответствующие сек­ции поворотом зубчатого сектора относительно плунжера. Для этого ослабьте ключом ПЙМ-640.200.01 стяжной винт сектора и ключом ПИМ-640.200.05 проворачивайте плунжер: по часо­вой стрелке (если смотреть снизу) для увеличения подачи; против часовой стрелки — для уменьше­ния.
Если при проверке оказалось, что все секции подают топливо с отклонением от требуемой вели­чины, а максимальная разность в подачах между секциями не превышает 3,6 см3, то отрегулируйте подачу топлива в указанных выше пределах пово­рачиванием регулировочной муфты тяги рейки, но не более чем на 0,5 оборота.
Вторая и третья секции насоса должны отклю­чать подачу топлива через форсунки при выходе тяги рейки на 13,8 мм и частоте вращения валика насоса (625±20) мин-1 для дизеля Д-160 и при частоте вращения (535±20) мин-1 для дизеля Д-160Б. Проверьте равномерность подачи топлива при выходе тяги рейки на 13,8 мм и частоте вра­щения валика насоса (250±20) мин-1. Разница в подаче секциями (работают первая и четвертая секции) не должна превышать 6 см3 за 500 рабо­чих ходов плунжера при значении подачи не менее 25 см3.
Регулирование упоров максимальной и мини­мальной частот вращения регулятора. Установите тягу рейки в положение полной подачи (муфта тяги рейки касается пружины корректора, но не деформирует ее).
Прижмите до отказа грузы регулятора к верти­кальному валику регулятора, а муфту прижмите до отказа к роликам рычагов. Проверьте зазор С между муфтой 3 (рис. 182) регулятора и сухарика, ми 2, который должен быть в пределах 1,5... 3 мм. Если зазор больше или меньше, то соответственно увеличьте или уменьшите длину тяги 1.
Поставьте наружный рычаг регулятора в по­ложение максимальной подачи, пустите стенд и, увеличивая частоту вращения валика насоса, опре­делите начало отхода регулировочной муфты на тяге рейки от пружины корректора.
Установите вращением болта 1 упора макси­мальной частоты вращения (рис. 183) упор 2 так, чтобы начало отхода регулировочной муфты от пружины корректора происходило при (635± ±10) мин-1 для дизеля Д-160 или (545±10) мин-1 для дизеля Д-160Б. Полное выключение подачи топлива должно происходить при 700 мин-1, не более, для дизеля Д-160 и при 620 мин-1, не более, для дизеля Д-160Б.
Передвиньте наружный рычаг регулятора впе­ред и установите частоту вращения кулачкового валика насоса (250±20) мин-1. Доведите враще­нием болта 1 (рис. 184) упора минимальной часто­ты вращения упор 2 до соприкосновения с плечом трехплечего рычага. При указанной частоте вра­щения кулачкового валика насоса расстояние меж­ду торцом регулировочной муфты на тяге рейки и плоскостью корпуса насоса должна быть 13,8 мм для дизелей Д-160 и Д-160Б.
При переводе наружного рычага регулятора в положение максимальной подачи и снижения ча­стоты вращения велика насоса до 350 мин-1 муфта тяги рейки должна под действием пружины регуля­тора прижать пружину корректора к плоскости блока насоса.
Наружный рычаг регулятора после регулировки должен отклоняться вперед к фланцу регулятора на угол 10... 30® и назад к насосу на угол 35... 55°.
Проверка и регулирование момента подачи топ­лива секциями на дизеле. Установите на штуцер проверяемой секции моментоскоп, поставьте рычаг акселератора в положение полной подачи. Провер­ните осторожно по часовой стрелке вал дизеля вручную через пусковой двигатель, наблюдая одно­временно за уровнем топлива в стеклянной трубке моментоскопа. Момент начала движения топлива в стеклянной трубке соответствует началу подачи топлива плунжером.
В этом положении метка «ВМТ 1—4 Ц» или «ВМТ 2—3 Ц» на маховике не должна доходить до острия указателя на угол (24±1)° для дизелей Д-160 и Д-160Б.
Если начало подачи топлива происходит раньше или позже, отрегулируйте момент качала подачи топлива вывертыванием или завертыванием регу­лировочных хвостовиков толкателей. Для этого снимите крышку люка блока насоса, секции и рей­ку насоса. Вращайте маховик до тех пор, пока



Рис. 183. Упор макси* мальноЛ частоты враще­ния

Надпись:    Рис. 182. Проверка зазора между сухариками и муфтой регу-лятора  Надпись:    Рис. 184. Упор минимальной частоты вращения  Надпись: Рис. 185. Лючок для наблюдения за зацеп-лением шестерен привода топливного насоса и распределитдьного валаНадпись:    Рис. 186. Установка топливного насоса с ре-гулятором  V


метка на маховике «ВМТ 1—4 Ц» или «ВМТ 2—3 Ц» не дойдет до острия указателя на угол (24±1)° для дизелей Д-160 и Д-160Б.
Определите при указанном положении махови­ка цилиндр, в котором происходит сжатие, и у тол­кателя секции, подающей топливо в этот цилиндр, вывертыванием или завертыванием регулировоч­ного хвостовика толкателя установите размер А от верхней плоскости блока насоса до опорной пло­щадки хвостовика толкателя (45,5±0,05) мм (см. рис. 177). Законтрите хвостовик контргайкой. От­регулируйте так же все четыре толкателя. Устано­вите секции и рейку, проверьте момент начала подачи топлива моментоскопом, как указано выше. ' Если момент начала подачи топлива не соответ­ствует указанной величине, допускается увеличить или уменьшить размер А до величины (45,5± ±0,1) мм.
При таком регулировании нарушается завод­ская установка регулировочных хвостовиков и при установке новых секций требуется восстановление заводского регулирования.
Помните, что при большом вывертывании тол­кателей возможно упирание верхнего торца плун­жера в гнездо обратного клапана, поэтому после всякого вывертывания -регулировочного хвостовика осторожно опробуйте подъем плунжера поверты­ванием коленчатого вала дизеля вручную через пусковой двигатель.
Регулирование упоров максимальной и мини­мальной частот вращения регулятора на дизеле и на тракторе. Для получения нормальной частоты вращения вала дизеля регулятор отрегулируйте следующим образом. Снимите крышки заднего, верхнего и бокового люков корпуса регулятора. Проверьте правильность соединения тяги рейки с двуплечим рычагом регулятора при помощи регу­лировочной тяги (см. «Регулирование упоров мак­симальной и минимальной частот вращения регу­лятора»).
Закройте после указанной проверки боковой люк крышкой. Пустите дизель, передвиньте рычаг акселератора до отказа вверх, при этом дизель Д-160 должен развивать без нагрузки 1290... 1340 мин-1, дизель Д-160Б—1100... 1160 мин-1, а при работе под полной нагрузкой дизель Д-160 — (1250±30) мин-1; дизель Д-160Б—(1070± ±30) мин-1, обеспечивая максимальную мощность 117 кВт (160 л.с.)—дизель Д-160 или 103 кВт (140 л.с.)—дизель Д-160Б при стандартных ат­мосферных условиях, температуре и плотности топ­лива. Поверните регулировочный болт 1 упора макси­мальной частоты вращения (см. рис. 183) с по­мощью торцового ключа (при снятой стопорной муфте) или отвертки, вставленной в шлицы сто­порной муфты, уменьшая или увеличивая частоту вращения дизеля, доведите их до вышеуказанных величин. Для облегчения вхождения запрессован­ных в крышку заднего верхнего люка стопорных штифтов в шлицы муфт при установке крышки, при ее снятии нанесите метки на верхней плоскости корпуса регулятора и стопорных муфтах. После регулирования муфты наденьте на головки болтов упоров минимальной и максимальной частот вра­щения так, чтобы эти метки совпали. .
Передвиньте наружный рычаг регулятора (пере­двиньте рычаг акселератора вниз), доведя внут­реннее плечо трехплечего рычага регулятора до касания в торец упора минимальной частоты вра­щения, при этом дизель должен развивать мини­мальную частоту вращения холостого хода в пре­делах 500... 550 мин-1.
Если минимальная частота вращения, выходит , за эти пределы, завертыванием или отвертыванием регулировочного болта 1 (см. рис. 184) установите частоту вращения в требуемых пределах.
Частоту вращения дизеля определяйте тахо­метром, присоединяемым к .центру валика 5 (см. рис. 144) привода работомера (при снятом флан­це 12). При этом имейте в виду, что валик работо­мера вращается с меньшей в два раза частотой вращения, чем коленчатый вал дизеля.
После регулирования наденьте на головки бол­тов упоров максимальной и минимальной частот вращения стопорные муфты так, чтобы совпали метки на муфтах и на верхней плоскости регуля­тора, и закройте люк крышкой так, чтобы оба сто­порных штифта, запрессованные в крышку, вошли в шлицы стопорных муфт.
Проверка автоматического отключения подачи топлива второй и третьей секциями насоса. После установки насоса на дизель проверьте работу авто­матического отключения 2-го и 3-го цилиндров. Отсоедините при работающем дизеле на холостом ходу топливопроводы высокого давления 2-й и 3-й секций насоса. Если подачи топлива нет, то отклю­чение работает нормально, если подача есть, то убедитесь в отсутствии подачи топлива через фор­сунку, для чего подсоедините отрегулированную форсунку поочередно к 2-й и 3-й секциям. При работе на холостом ходу не должно быть подачи топлива через форсунки этих секций.
Проверка и регулирование момента подачи топ­лива секциями насоса на тракторе. Отсоедините топливопроводы высокого давления от насоса и наверните моментоскоп 7 (см. рис. 177) на первую, секцию топливного насоса.
Снимите среднюю панель пола и верхнюю1 крышку кожуха муфты сцепления для наблюдения за делениями на торцовой поверхности маховика и указателем на. кожухе муфты сцепления. Вклю­чите декомпрессор и ускоренную передачу редук­тора пускового двигателя и прокрутите вручную коленчатый вал дизеля с помощью механизма про­ворачивания вала пускового двигателя. Коленча­тый вал проворачивайте до тех пор, пока не запол­нится стеклянная трубка моментоскопа и в ней не будет пузырьков воздуха. Встряхните стеклянную трубку, чтобы топливо не полностью заполняло ее. Проверните коленчатый вал дизеля до тех пор, пока, не дрогнет мениск (уровень топлива) в стеклян­ной трубке. В момент начала движения мениска первой секции метка «ВМТ 1—4Ц» на торце махо-' вика не должна доходить до острия указателя, за­крепленного внутри кожуха муфта сцепления на угол (24±1)°) для дизеля Д-160 и Д-160Б. Поворо­том маховика на 180° проверьте угол опережения подачи топлива остальными секциями (в порядке работы цилиндров).
При наличии отклонений по моменту подачи от указанных величин, проверьте размер (45,5± ±0,05) мм от верхней плоскости блока насоса до опорного торца хвостовика толкателя. Незначитель­ное изменение регулирования момента подачи топ­лива (до 4°) можно провести за счет вывертывания хвостовика-толкателя. При этом помните, что из­лишнее вывертывание хвостовика-толкателя к упи- ранию плунжера в седло обратного клапана. По­этому, осторожно поворачивая коленчатый вал дизеля, убедитесь в том, что плунжер не упирается в седло обратного клапана.