КЛАПАНЫ И ВТУЛКИ КЛАПАНОВ

Снятие, Снимите головку цилиндров пускового двигателя и кронштейн толкателей с толкателями клапанов. Сожмите пружину клапана специальным



приспособлением (рис. 125) и выньте сухарики 14 (см. рис. 124), снимите тарелку 13 пружины и пру­жину 12. Выньте клапан 10 из втулки 11. Также снимите остальные клапаны. При необходимости за­мены выпрессуйте из блока с помощью, оправки направляющие втулки клапанов.
Технические требования:

  1. Наружный диаметр тарелки впускного клапа­на 04234 — 45-о,89 мм, выпускного 04235 — 40—ь.зэ мм. Диаметр стержня клапанов 10~o;oil мм-
  2. Клапаны ремонтных размеров увеличены по сравнению, с клапанами нормальных размеров по наружным диаметрам тарелок на 1,5 мм и увели­чены по диаметру стержней на 0,25 мм. Наружные диаметры тарелок клапанов ремонтных размеров: впускного 04234-Р1-1—46,5_0,з9 мм, выпускного 04235-Р1-1— 41,5-0,39 мм; диаметр стержня — 10,25rg;g|f мм.
  3. Диаметр отверстия втулки 01504 под стер­жень клапанов 10+°>036 мм. •

Втулка клапана ремонтного размера 01504-Р1-1 имеет уменьшенный по сравнению с втулкой нор­мального размера диаметр отверстия под стержень на 0,3 мм и равный 9,7+°>03в мм.
Наружный диаметр втулок 01504 и 01504-Р1-1 — 19£о,’о2вмм- Диаметр отверстий втулок в блоке под втулки клапанов 19+°'ш мм. Натяг в сопряжении втулка клапана — отверстие в блоке в пределах 0,005... 0,041 мм. Допустимый натяг не менее 0,002 мм.

  1. Нормальный зазор между втулкой и стерж­нем, клапанов в пределах 0,065... 0,121 мм. Допу­стимый зазор — 0,21 мм. Предельный зазор — 0,35 мм.
  2. Допустимый износ стержня клапанов по диа­метру (в сопряжении с новой втулкой) —9,82 мм. При износе стержня до указанного размера допу­скается пеоешлифовка клапанов на ремонтный раз­мер 9,7“°0-|®| мм для совместного применения с втул. кой 01504-Р1-1 ремонтного размера, имеющей диа­метр отверстия 9,7+°'036 мм. Непрямолинейность стержня клапана допускается не более 0,02 мм на длине 82 мм.
  3. Допустимый износ отверстия втулки клапана (в сопряжении с новым клапаном) —10,12 мм. При износе втулки до указанного размера допускается развертывание отверстия втулки на ремонтный раз­мер 10,25+0'036 мм для совместного применения с клапанами ремонтного размера, имеющими диаметр стержня 10,25l^^| мм.
  4. При износе и прогорании фасок клапанных гнезд с отложением на них нагара фаски исправ­ляйте специальными фрезами (шарошками). Если фаска гнезда лишь покрыта нагаром, повреждение ее поверхности незначительно, очистите . фаску и притрите клапан к ней.
  5. При восстановлении клапанных гнезд и кла­панов рабочие фаски гнезд и тарелок клапанов (впускных и выпускных) должны быть обработа­ны под углом 45 °± 15'. Ширина рабочей фаски гнезда после обработки должна быть 2,8 .. .3,2 мм для впускного клапана и 2,1 ... 2,5 мм для выпуск­ного клапана. Биение рабочих фасок гнезд впуск­ных и выпускных клапанов относительно поверхно­сти отверстия направляющей втулки допускается не более 0,05 мм. Биение поверхности рабочей фаски клапана Относительно образующей стержня После обработки не должно превышать 0,05 мм. При об­работке фасок гнезд и тарелок клапанов снимайте как можно меньше металла.
  6. Высота от края рабочей фаски клапана (ци­линдрическая часть тарелки) после обработки не менее 0,8 мм. Выступание В торца тарелки клапа­на относительно верхней плоскости блока цилинд­ров не менее 0,8 мм. При износе до указанных раз­меров применяйте впускные и выпускные- клапаны ремонтных размеров с увеличенными на 1,5 мм на­ружными диаметрами тарелок. Не устанавливайте впускные клапаны вместо выпускных, так как они изготовлены из,разных марок сталей.
  7. Герметичность прилегания тарелки клапана к гнезду проверяйте с помощью пневматического приспособления при давлении воздуха 40 ,.. 60 кПа (0,4. . .0,6 кгс/см2). Пропуск воздуха (появление пузырей) не допускается. Допускается проверка герметичности сопряжения клапан—гнездо залив­кой осветительного керосина во впускные и выпуск­ные каналы. Течи или появления капель керосина из-под тарелок при повороте клапана на любой угол не должно быть в течение 3 мин.

Допускается отпотевание по окружности гнезда клапана без образования подтеков.

  1. Усилие пружины клапана при сжатии ее до размера 50 мм должно быть в пределах 122 ... 152 Н (12,5...15,5 кгс). Допустимое усилие —не менее 117 Н (12 кгс).

Сборка. Запрессуйте направляющие втулки 11 клапанов (см. рис. 124) с помощью оправки в отвер­стия блока, выдержав размер С от плоскости разъ­ема головки и блока до торца втулок в пределах 29... 31 мм. Проверьте величину диаметра отвер­стия втулок и, при необходимости, разверните от­верстия под стержень клапанов. Притрите клапаны к их седлам. При притирке наденьте на стержень клапана слабую пружину и установите впускные клапаны 9 в две средние направляющие втулки, выпускные клапаны 10 — в крайние втулки. Смажь­те гнезда клапанов притирочной пастой и притрите клапаны к седлам с помощью специального станка или коловорота. При притирке коловоротом с плос­ким наконечником, нажимая на клапан, поверните его на 180° в обе стороны, затем поднимите коло­ворот и, снова опустив,-проверните клапан на 180° в обе стороны. Притрите клапаны до появления на конических поверхностях тарелки клапана и седла ровной матовой кольцевой полоски, шириной 0,5... 2 мм. Риски на матовой поверхности и разрывы по­лоски не допускаются.
Промойте керосином клапаны и- втулки от ос­татков притирочной пасты. Установите клапаны 9 и 10 в свои гнезда. Наденьте на стержни клапанов пружины 12 с тарелками 13, сожмите пружины приспособлением (см. рис. 125) и установите на стержни клапанов сухарики 14 (см. рис. 124).