Снятие. Снимите дизель и установите его на подставку, Снимите картер, масляный насос с масло- приемниками, уравновешивающий механизм, шкив коленчатого вала, кожух шестерен распределения, маховик и кожух маховика.
Установите дизель на бок с небольшим уклоном, от горизонтального положения и закрепите от смещения. Снимите крышки шатунов. Отведите шатуны так, чтобы они не мешали снятию коленчатого вала.
Оберните вторую и третью шатунные шейки толстой тканью для защиты поверхности шеек от повреждений. Захватите шейки тросами, присоединенными к подъемнику. Масса коленчатого вала 137 кг. Натяните тросы так, чтобы коленчатый вал не смещался при снятии крышек коренных подшипников, и снимите крышки. Для избежания повреждения шеек вала и резьбы шпилек, оберните толстой тканью шпильки, после чего снимите коленчатый вал. Снимайте вал специальным приспособлением (рис. 86).
Крышки 9 (рис. 87) коренных подшипников плотно сидят в пазах блока. Для их снятия в задней крышке имеется резьбовое отверстие диаметром М16 для установки съемника (рис. 88), в остальных крышках имеются отлитые в боковых стенках ребер углубления.
При снятии крышек проверьте наличие установочных меток на этих деталях. Метки выбиваются с одной стороны на нижних торцах опор блока и крышек. В случае отсутствия меток следует нанести их так, чтобы при обратной установке поставить крышки в первоначальное положение.
Разборка. Отверните гайку 14 (см. рис. 87) с носка вала, предварительно расконтрив ее. Снимите стопорную 1 и маслосбрасывающую 13 шайбы. Спрессуйте с носка вала шестерни 2 и 3. Рас- шплинтуйте пробки 12 полостей шатунных шеек коленчатого вала и выверните их из вала.
Не снимайте противовесы 6, так как коленчатый вал динамически отбалансирован с ними на заводе.
Технические требования:
Коленчатый вал. 1, Коренные и шатунные шейки должны быть прошлифованы, если износ шеек превышает 0,25 мм или овальность их больше 0,17 мм. Шейки коленчатого вала шлифуйте на размеры, указанные в табл. 10 под размеры ремонтных вкладышей. Для одного вала все одноименные шейки должны быть одного ремонтного размера.
- Коленчатый вал балансируется высверливанием металла в противовесах, поэтому противовесы не онимайте, не переставляйте и не подвергайте обработке. Момент затяжки болтов крепления противовесов 150... 190 Н-м (15... 19 кгс-м).
- Полости в шатунных шейках должны быть очищены от загрязнений.
Для очистки масляных каналов от металлических загрязнений пользуйтесь намагниченным стержнем, который вводится в каналы вала, затем извлекается вместе с прилипшими частицами загрязнений.
- Нормальный рабочий зазор в вертикальной плоскости между, вкладышем и шейкой равен: для коренных подшипников 0,09...0,154 мм; для узких вкладышей пятой коренной шейки и маслосгонной резьбой вала —0,21.. .0,274 мм; для шатунных подшипников 0,1... 0,164 мм.
Если зазор в подшипниках коленчатого вала превышает 0,30 мм, замените изношенные вкладыши. При обнаружении на узких вкладышах уплотнения заднего коренного подшипника следов касания шейкой коленчатого вала, вкладыши заменяйте во избежание утечки масла из блока.
- Осевой люфт коленчатого вала 0,04... 0,59 мм. Допускается увеличение продольного люфта вала вследствие износа до предельной величины не более 1,0 мм.
- Коленчатый вал поставляется в запасные части комплектно с коренными и шатунными вкладышами (комплект 16-03с-п 126 СП).
- По диаметру коренных и шатунных шеек коленчатые валы разбиваются на размерные группы. В табл. 11 приведены обозначения, размеры и маркировка коленчатого вала, шатунных и коренных вкладышей, сопрягаемых с соответствующими по размерам шейками вала.
Маркировка коленчатого вала нанесана на пятой щеке.
Вкладыши и упорные полукольца. 1. Маркировка вкладышей коренных подшипников нормального размера (см. табл. 10) нанесена механическим способом на наружной стальной поверхности вблизи стыка.
На вкладышах ремонтного размера аналогичная маркировка может быть нанесена в средней части одного из торцов вкладыша. Буква Б, входящая в маркировку, обозначает антифрикционный сплав АО20-1. Вкладыши с иным антифрикционным сплавом маркируются другой' буквой. Например: вкладыши с антифрикционным сплавом ACM имеют в маркировке букву А.
- На узких вкладышах пятой коренной шейки на наружной поверхности нанесена мастикой маркировка НИЗ на нижнем вкладыше, ВЕРХ — на верхнем вкладыше. Узкие вкладыши на 0,06 мм тоньше, чем остальные вкладыши.
- В комплект вкладышей коренных подшипников, поставляемых в запасные части, входят упорные полукольца, устанавливаемые в среднюю опору вала и предназначенные для фиксации его. в осевом направлении. Маркировка и размеры полуколец приведены в табл. 12.
- Вкладыши в собранном виде имеют овальную форму отверстия, у которого меньшая ось находится в плоскости, перпендикулярной разъему. Толщина вкладышей в табл. 10 приведена в указанной плоскости.
- Не допускаются к установке в дизель вкладыши, имеющие шероховатую на ощупь и изношенную рабочую поверхность. Осматривайте вкладыши после их промывки.
Порядок использования вкладышей. Вкладыши коренных подшипников поставляются в запасные части вместе с упорными полукольцами комплектно на один дизель (см. табл. 10)..
Высота вкладышей замеряется при их обжатии по одному из стыков в специальном приспособлении и равна 51,5+g;^ мм.
Для валов, перешлифованных при ремонте на размеры, отличные от указанных в табл. 11, подбирают вкладыши ремонтного размера и дополнительно растачивают их в сборе с опорами, блока.
При расточке таких вкладышей должен быть обеспечен зазор между коренной шейкой вала и помощью свинцовой проволоки диаметром 0,5 мм, длиной 20 мм, которую вкладывайте между нижним вкладышем и шейкой коленчатого вала. Для того чтобы проволока удерживалась на нижнем вкладыше при установке крышки подшипника и затяжке гаек крешюния, приклейте ее к вкладышу солидолом сбоку от отверстия смазочного канала.
Для определения зазора проверните, коленчатый
Таблица 10
|
|
Таблица 11
|
|
вкладышем —0,11 ...0,15 мм. Узкие вкладыши 7 (см. рис. 87) пятого коренного подшипника расточите до большого диаметра, чтобы получить зазор между маслосгонной резьбой вала и вкладышем, равный 0,22... 0,27 мм.
Минимальная толщина антифрикционного слоя расточенных вкладышей у стыков должна быть не менее 0,3 мм.
При расточке вкладышей должны выполняться технические требования:
- Несоосность осей отверстий во вкладышах в блоке не более 0,04 мм. При этом несоосность двух соседних отверстий не более 0,02 мм.
- Межцентровое расстояние между осями отверстий расточенных вкладышей и отверстиями во втулках распределительного, вала должно быть
- . 242,30 мм. Расстояние от плоскости разъема с головкой цилиндров до оси отверстий опор коренных подшипников должно быть (615±0,15) мм.
Зазор в коренных подшипниках определяйте с вал на один оборот, снимите крышку подшипника и измерьте толщину свинцовой проволоки.
Заменяйте весь комплект коренных вкладышей, если один требует замены. Это необходимо делать во избежание перегрузки и выхода из строя вновь установленного нового вкладыша.
Верхние вкладыши коренных подшипников снимайте при помощи приспособления — грибка, вставляемого в отверстие смазочного канала в коренной шейке вала. Выступание головки приспособления над поверхностью шейки должно быть 2,5... 3,0 мм. Вставив приспособление в отверстие смазочного канала, вращением вала по часовой стрелке снимайте вкладыш.
Сборка. Перед сборкой коленчатый вал очистите от загрязнений. Внутренние полости шатунных шеек очистите от смолистых отложений, затем промойте раствором под давлением. Температура раствора 323...363 К (50...90°С). Проверьте плотность посадки трубки 10 (см. рис. 87). Посадите
в канавку коленчатого вала шпонку 4 и напрессуйте на носок вала сначала шестерню 3, а затем 2.
Наденьте на носок вала маслосбрасывающую шайбу 13, стопорную шайбу 1 и наверните гайку 14. Гайку законтрнтё, отогнув ус стопорной шайбы во впадину гайки. Вверните в резьбовые отверстия шатунных шеек пробки 12 и зашплинтуйте их шплинтами 11.
Установка. Установите поршни с шатунами в гильзы блока. Снимите с блока крышки коренных
подшипников. Промойте и протрите насухо льняной салфеткой вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и постели — гнезда под них в блоке и крышках. Затем установите вкладыши в постели блока и крышек так, чтобы выступ-усик на наружной поверхности вкладыша вошел в паз постели в блоке и крышке.
Верхние вкладыши, имеющие канавки и отверстия, • устанавливайте в гнезда блока, а нижние вкладыши (без канавки) устанавливайте в гнезда крышек (рис. 89).
Перед установкой узких вкладышей уплотнения пятого коренного подшипника смажьте наружные поверхности половинок и постели под них в блоке и крышках лаком «Герметик» для уплотнения этого сопряжения. Узкие вкладыши уплотнения с маркировкой ВЕРХ устанавливайте в блок, с маркировкой НИЗ —в крышку коренного подшипника.
Протрите льняной салфеткой упорные полукольца средней опоры коленчатого вала. Покройте плоскости верхних полуколец, прилегающих к блоку, смазкой ПВК и установите их в кольцевые выточки средней опоры блока. Установите нижние упорные полукольца на штифты в выточки крышки третьего коренного подшипника.
Протрите и смажьте моторным маслом рабочую поверхность шеек и уложите приспособлением (см. рис. 86) коленчатый вал.в сборе с шестернями на вкладыши блока так, чтобы впадина с меткой С шестерни коленчатого вала вошла в зуб с меткой С шестерни распределительного вала.
Смажьте моторным маслом поверхность вкладышей крышек коренных, подшипников и установите крышки на первую, вторую, третью и четвертую коренные шейки коленчатого вала легкими ударами медного молотка. При этом перекашивание крышек в пазах блока не допускается. Устанавливайте крышки в блок по меткам, выбитым на опорах под вкладыши в блоке и на площадке под гайку в крышках соответственно номеру подшипника в блоке. Метки должны быть обращены в одну сторону в крышке и блоке. Не переворачивайте и не рас- паровывайте крышки при установке в блок.
Перед установкой крышки пятого коренного подшипника смажьте тонким слоем лака «Герметик» 2 (рис. 90) плоскость блока под крышку против узкого вкладыша уплотнения и уложите на это место нитку 1 шелка швейного крученого № 13 в два ряда на расстоянии 3... 4 мм от задней плоскости А блока. После этого смажьте моторным маслом вкладыш пятого коренного подшипника и установите крышку с вкладышем на коренную шейку коленчатого вала.
Наверните гайки 8 (см. рис. 87) на шпильки коренных подшипников до легкого упора и затяните в два приема, как показано на рис. 91. Момент затяжки гаек 370...420 Н-м (37... 42 кгс-м).
Не отворачивайте гайки до совпадения ее прорези с отверстием в шпильке. Подтягивайте гайки до совпадения, ближайшей прорези гайки с отверстием под шплинт в шпильке. Шплинтуйте гайки шплинтами.
Для правильной установки средней, крышки с упорными полукольцами 5 (см. рис. 87) и обеспечения нормального продольного люфта коленчатого вала 0,04...0,59 мм после посадки средней крышки до упора в плоскость блока переместите ломиком вал до отказа в сторону его носка, затем сдвиньте вал до упора в обратном направлении и после этого затяните гайки крепления средней крышки.
Продольный люфт коленчатого вала проверяйте индикатором или щупом при смещении вала до отказа в одну сторону. Щуп вставляйте в зазор между упорными полукольцами и буртом шейки коленчатого вала. После проверки осевого люфта присоедините шатуны. Момент затяжки гаек шатунных болтов 170...210 Н-м (17...21 кгс-м). После затяжки гаек шатунных болтов и крышек коренных подшипников коленчатый вал должен плавно проворачиваться от усилия руки, приложенного к рычагу с плечом 500 мм и закрепленного на фланце вала.