Снятие. Снимите пусковой двигатель с дизеля. Снимите с двигателя муфту сцепления в сборе с редуктором, механизм проворачивания, регулятор, магнето, корпус распределительных шестерен с кронштейном магнето. Выньте масломерную линейку из блок-картера.
Отогните стопорную шайбу 23 (см. рис, 130) с грани затяжной гайки маховика. Отверните гайку 20 и снимите маховик 26 с коленчатого вала. Рас- стопорите и выверните четыре болта 27 крепления маслосгонной шайбы 28. Снимите шайбу с прокладкой.
Отверните четыре гайки 2 (рис. 131) и четыре болта 1 крепления поддона. Снимите поддон 3 со
![]() Рис. 13.1. Крепление поддона блок-картера |
шпилек блок-картера. Пометьте и сохраните стальные дистанционные шайбы на четырех шпильках крепления поддона, чтобы при сборке они были установлены на свои шпильки.
Разборка. Отогните концы стопорной пластины 3 (см. рис. 130) с болтов крепления шестерен коленчатого вала. Выверните болты 4, снимите прижимную шайбу и спрессуйте шестерню 6.
Снимите дистанционную втулку 2 и спрессуйте съемником передний шарикоподшипник с корпусом 7. Спрессуйте задний шарикоподшипник. Вы- прессуйте заглушку 22 из торца коленчатого вала и снимите роликоподшипник 21.
Технические требования;
- Овальность и конусообразность шатунных шеек коленчатого вала не более 0,01 мм, допустимые значения 0,02 мм, предельные значения 0,05 мм.
Диаметр шатунной шейки 50~^’g|g мм.
- Шатунные шейки должны быть прошлифованы, если износ шеек превышает 0,1 мм или овальность и конусообразность их больше 0,05 мм.
Шейки шлифуйте на ремонтные размеры, указанные в табл. 16, под размеры ремонтных вкладышей. Для одного вала обе шатунные шейки должны быть одного ремонтного размера.
- Нормальный зазор в вертикальной плоскости между вкладышем и шатунной шейкой равен 0,055...0,115 мм. Если зазор превышает 0,25 мм, замените изношенные вкладыши.
- При проверке на краску конусной шейки коленчатого вала следы краски должны располагаться равномерно и составлять не менее 50 % всей поверхности шейки. Проверяйте калибром или выверенным маховиком.
- Радиальный зазор шарикоподшипников коленчатого вала 0,013... 0,033 мм, допустимый зазор 0,10 мм, предельный зазор 0,25 мм.
- Диаметр переднего конца вала под шарикоподшипник 50^g'gg| мм, допустимый диаметр 50,0 мм.
Диаметр заднего конца вала под шарикоподшипник 55^;§§^ мм, допустимый диаметр 55,00 мм.
- Диаметр отверстия в торце вала под роликоподшипник 34+0-039 мм, допустимый диаметр 34,05 мм.
- Зазор между маслосгонной шайбой и коленчатым валом 0,107...0,227мм, допустимый зазор 0,4 мм, предельный зазор 0,7 мм.
- Осевой люфт коленчатого вала в подшипниках допускается не более 1 мм.
- Посадка шпонки маховика в шпоночный паз коленчатого вала от зазора 0,015 мм до натяга 0,055 мм, допустимый зазор 0,04 мм, предельный зазор 0,15 мм.
- Средний размер общей нормали зубчатого венца шестерни коленчатого вала 27,23g-|f| мм, допустимый размер 26,61 мм.
Сборка. Посадите передний шарикоподшипник в корпус 7 (см. рис. 130) и вставьте в выточку корпуса стопорное кольцо 1. Установите коленчатый вал в сборочное приспособление. Нагрейте в масляной ванне задний подшипник и корпус с передним шарикоподшипником до температуры 373 К (100 °С) в течение не менее 30 мин. Наденьте на шейку вала корпус -7 с нагретым передним шарикоподшипником. Наденьте на шейку вала дистанционную втулку 2 и запрессуйте в паз вала шпонку. Напрессуйте на вал шестерню 6 и застопорите ее от осевого перемещения прижимной шайбой 5 и двумя болтами 4 со стопорной пластиной 3. Отогните края пластины на грани болтов.
Переверните коленчатый вал в приспособлении и наденьте на шейку нагретый задний шарикоподшипник 17. Вставьте в отверстие коленчатого вала роликовый подшипник 21 и заглушку 22.
Установка. Снимите крышки подшипников с шатунов. Протрите салфеткой и смажьте моторным маслом шейки коленчатого вала. Установите коленчатый вал в блок так, чтобы корпус переднего шарикоподшипника сел отверстием на установочный штифт 8, запрессованный в блок, а меченный зуб шестерни коленчатого вала вошел во впадину вала с меткой шестерни распределительного вала. Заведите нижние головки шатунов на шейки вала и установите крышки шатунов. Закрепите крышки шатунов болтами с гайками. Момент затяжки гайки 88,2... 107,8 Н-м (9... 11 кгс-м). При несовпадении прорези гайки с отверстием в шатунном болте под шплинт доверните гайку и вставьте шплинт.
Разведите концы шплинта: один на грань гайки, другой на торец шатунного болта.
Установите на четыре шпильки блока дистанционные стальные шайбы. Установите на шпильки блока три прокладки и поддон 3 (см. рис. 131). Закрепите поддон четырьмя болтами 1 с пружинными шайбами и гайками 2 на четырех шпильках. Момент затяжки гаек68,6... 88,2Н-м (7.. .9кгс-м). Установите маслосгонную шайбу 28 (см. рис. 130) с прокладкой 18 на коленчатый вал так, чтобы надпись НИЗ была обращена к поддону.
Закрепите шайбу четырьмя болтами 27 с замковыми пластинами 19 и застопорите болты, отогнув пластины. Напрессуйте на коленчатый вал маховик 26 и закрепите его гайкой 20 со стопорной шайбой 23.
Отогните края шайбы на грань гайки и площадку ступицы маховика. Установите на блок-картер муфту сцепления с редуктором, корпус распределительных шестерен с кронштейном магнето, магнето, регулятор и механизм проворачивания. Установите пусковой двигатель на дизель. Залейте моторное масло в поддон двигателя в количестве 1,9 л,