КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ

Снятие. Снимите пусковой двигатель с дизеля. Снимите с двигателя муфту сцепления в сборе с редуктором, механизм проворачивания, регулятор, магнето, корпус распределительных шестерен с кронштейном магнето. Выньте масломерную ли­нейку из блок-картера.
Отогните стопорную шайбу 23 (см. рис, 130) с грани затяжной гайки маховика. Отверните гайку 20 и снимите маховик 26 с коленчатого вала. Рас- стопорите и выверните четыре болта 27 крепления маслосгонной шайбы 28. Снимите шайбу с про­кладкой.
Отверните четыре гайки 2 (рис. 131) и четыре болта 1 крепления поддона. Снимите поддон 3 со



Рис. 13.1. Крепление поддона блок-картера

шпилек блок-картера. Пометьте и сохраните сталь­ные дистанционные шайбы на четырех шпильках крепления поддона, чтобы при сборке они были установлены на свои шпильки.
Разборка. Отогните концы стопорной пласти­ны 3 (см. рис. 130) с болтов крепления шестерен коленчатого вала. Выверните болты 4, снимите при­жимную шайбу и спрессуйте шестерню 6.
Снимите дистанционную втулку 2 и спрессуйте съемником передний шарикоподшипник с корпу­сом 7. Спрессуйте задний шарикоподшипник. Вы- прессуйте заглушку 22 из торца коленчатого вала и снимите роликоподшипник 21.
Технические требования;

  1. Овальность и конусообразность шатунных шеек коленчатого вала не более 0,01 мм, допусти­мые значения 0,02 мм, предельные значения 0,05 мм.

Диаметр шатунной шейки 50~^’g|g мм.

  1. Шатунные шейки должны быть прошлифо­ваны, если износ шеек превышает 0,1 мм или оваль­ность и конусообразность их больше 0,05 мм.

Шейки шлифуйте на ремонтные размеры, ука­занные в табл. 16, под размеры ремонтных вклады­шей. Для одного вала обе шатунные шейки должны быть одного ремонтного размера.

  1. Нормальный зазор в вертикальной плоскости между вкладышем и шатунной шейкой равен 0,055...0,115 мм. Если зазор превышает 0,25 мм, замените изношенные вкладыши.
  2. При проверке на краску конусной шейки ко­ленчатого вала следы краски должны распола­гаться равномерно и составлять не менее 50 % всей поверхности шейки. Проверяйте калибром или вы­веренным маховиком.
  3. Радиальный зазор шарикоподшипников ко­ленчатого вала 0,013... 0,033 мм, допустимый зазор 0,10 мм, предельный зазор 0,25 мм.
  4. Диаметр переднего конца вала под шарико­подшипник 50^g'gg| мм, допустимый диаметр 50,0 мм.

Диаметр заднего конца вала под шарикопод­шипник 55^;§§^ мм, допустимый диаметр 55,00 мм.

  1. Диаметр отверстия в торце вала под ролико­подшипник 34+0-039 мм, допустимый диаметр 34,05 мм.
  2. Зазор между маслосгонной шайбой и колен­чатым валом 0,107...0,227мм, допустимый зазор 0,4 мм, предельный зазор 0,7 мм.
  3. Осевой люфт коленчатого вала в подшипни­ках допускается не более 1 мм.
  4. Посадка шпонки маховика в шпоночный паз коленчатого вала от зазора 0,015 мм до натяга 0,055 мм, допустимый зазор 0,04 мм, предельный зазор 0,15 мм.
  5. Средний размер общей нормали зубчатого венца шестерни коленчатого вала 27,23g-|f| мм, до­пустимый размер 26,61 мм.

Сборка. Посадите передний шарикоподшипник в корпус 7 (см. рис. 130) и вставьте в выточку кор­пуса стопорное кольцо 1. Установите коленчатый вал в сборочное приспособление. Нагрейте в мас­ляной ванне задний подшипник и корпус с перед­ним шарикоподшипником до температуры 373 К (100 °С) в течение не менее 30 мин. Наденьте на шейку вала корпус -7 с нагретым передним шарико­подшипником. Наденьте на шейку вала дистанци­онную втулку 2 и запрессуйте в паз вала шпонку. Напрессуйте на вал шестерню 6 и застопорите ее от осевого перемещения прижимной шайбой 5 и двумя болтами 4 со стопорной пластиной 3. Ото­гните края пластины на грани болтов.

Надпись: Таблица 17 Обозна¬ чение Диаметр цилиндра, мм Зазоры между поршнем к цилиндром, мм размерной группы номинальный допус¬ тимый пре¬ дель¬ ный А Б 92+° qo-fO, 02 у*+о,01 QO4-0 • 035 у*±0,020 oq-j-0,050 ^+0,035 0,160. 0,155. .0,185 .0,180 В 0,150. .0,180 0,26 0,4 Г 0,160. ..0,185 Надпись: Таблица 18 Обозначение размерной группы Ремонтный размер цилиндра, мм под поршень 03349P1-II под поршень 03349P2-I 03349Р2-П А Б В Г 92.75+0'01 92.75+°;°? Q9 7С+0,035 УЛ'Э_1_0,020 по 7^+0,050 J-’/D+0,035 93,5+°'01 Qo e-f-O»02 Q7 е:-_0,035 УО|^д_0,020 qq =40.050 у*3 ,035 Переверните коленчатый вал в приспособлении и наденьте на шейку нагретый задний шарикопод­шипник 17. Вставьте в отверстие коленчатого вала роликовый подшипник 21 и заглушку 22.
Установка. Снимите крышки подшипников с ша­тунов. Протрите салфеткой и смажьте моторным маслом шейки коленчатого вала. Установите ко­ленчатый вал в блок так, чтобы корпус переднего шарикоподшипника сел отверстием на установоч­ный штифт 8, запрессованный в блок, а меченный зуб шестерни коленчатого вала вошел во впадину вала с меткой шестерни распределительного вала. Заведите нижние головки шатунов на шейки вала и установите крышки шатунов. Закрепите крышки шатунов болтами с гайками. Момент затяжки гай­ки 88,2... 107,8 Н-м (9... 11 кгс-м). При несовпа­дении прорези гайки с отверстием в шатунном бол­те под шплинт доверните гайку и вставьте шплинт.
Разведите концы шплинта: один на грань гайки, другой на торец шатунного болта.
Установите на четыре шпильки блока дистанци­онные стальные шайбы. Установите на шпильки блока три прокладки и поддон 3 (см. рис. 131). Закрепите поддон четырьмя болтами 1 с пружин­ными шайбами и гайками 2 на четырех шпильках. Момент затяжки гаек68,6... 88,2Н-м (7.. .9кгс-м). Установите маслосгонную шайбу 28 (см. рис. 130) с прокладкой 18 на коленчатый вал так, чтобы надпись НИЗ была обращена к поддону.
Закрепите шайбу четырьмя болтами 27 с зам­ковыми пластинами 19 и застопорите болты, ото­гнув пластины. Напрессуйте на коленчатый вал ма­ховик 26 и закрепите его гайкой 20 со стопорной шайбой 23.
Отогните края шайбы на грань гайки и пло­щадку ступицы маховика. Установите на блок-кар­тер муфту сцепления с редуктором, корпус распре­делительных шестерен с кронштейном магнето, магнето, регулятор и механизм проворачивания. Установите пусковой двигатель на дизель. Залейте моторное масло в поддон двигателя в количе­стве 1,9 л,