МАХОВИК

Снятие. Маховик можно снять, не снимая дизель с трактора, предварительно удалив муфту сцепле­ния. Снимите муфту сцепления, крышку 4 (рис. 61)



люка и указатель 2, отвернув болты, крепящие их к кожуху 14 маховика.
Зацепите маховик 10 подъемным приспособле­нием (рис. 62). Разогните усики замковых пластин 8 (см. рис. 61) и отверните болты 7 крепления ма­ховика к коленчатому валу 16 дизеля. Отсоедините маховик от фланца коленчатого вала, отведите на­зад и снимите с трактора. Масса маховика 126 кг. Выньте из маховика цапфу 9. Перед снятием на­несите метки на маховике, цапфе и фланце колен­чатого вала. При последующей сборке установите эти детали в прежнее положение.
Разборка. Разогните усики замковых пластин 11 у болтов, крепящих зубчатый венец 12 к ободу маховика 10, и отверните болты. Установите махо­вик на подставку и спрессуйте зубчатый венец. Удалите венец равномерными ударами, медного молотка по всей окружности.
При необходимости замены расконтрите замко­вые пластины 5 у гаек крепления сухариков, отвер­ните гайки и выбейте сухарики 6.
Технические требования:

  1. Посадка венца на маховике с натягом 0,16 ... 0,35 мм. Средняя длина общей нормали зубьев вен­ца 228,697Zo’,ei9 мм;-предельная средняя длина об­щей нормали при износе двух сторон зуба 227,30 мм.
  2. При износе одной стороны зубьев венца махо­вика допускается венец перевернуть и напрессо­вать другим торцом к бурту маховика.

Сборка. Нагрейте венец 12 (см. рис. 61) махо­вика до 373 К (100 °С) и, не давая венцу остыть, посадите его на маховик 10, сместив при посадке отверстия маховика относительно отверстий вен­ца на величину не. менее одного диаметра отвер­стия. Просверлите в ободе маховика через отвер­стия венца десять новых отверстий на глубину не более 53 мм, нарежьте на них резьбу М10-6Н глу­биной не менее 45 мм.
Для крепления венца используйте старые резь­бовые отверстия в маховике. В этом случае перед посадкой венца вверните в маховик направляющую шпильку с наружным диаметром 10 мм, обеспечи­вающую при сборке совпадение отверстий венца и маховика.
Закрепите венец на маховике десятью болтами с пятью замковыми пластинами 11. Для плотного прилегания венца к боковой поверхности маховика допускается при затяжке болтов обстукивать ве­нец медным молотком. Допустимый зазор между бо­ковой поверхностью венца и маховиком не более 0,08 мм. Отогните концы замковых пластин на грани головок болтов после их затяжки.
Установите в отверстия маховика сухарики 6, наденьте замковые пластины 5 и закрепите сухари­ки гайками. Неперпендикулярность поверхностей С сухариков относительно поверхности D маховика не более 0,1 мм на длине 20 мм. Отогните концы замковых пластин на грани гаек после их затяжки.
Установка. Установите в выточку маховика цап­фу 9. Заведите маховик 10 с цапфой 9 в кожух 14 с помощью подъемного приспособления и установи­те их на фланец коленчатого вала 16. Совместите отверстия маховика и цапфы с резьбовыми отвер­стиями во фланце коленчатого вала и закрепите ма­ховик на фланце шестью болтами 7 с тремя зам­ковыми пластинами 8. Затяните болты крепления маховика, момент 245 ... 325 Н • м (25 ... 33 кгс • м), и отогните концы замковых пластин на грани го­ловок болтов. При установке маховика пользуйтесь направляющей шпилькой, ввернутой в резьбовое отверстие фланца коленчатого вала.
При установке маховика метки, сделанные на маховике, цапфе и фланце коленчатого вала при разборке, должны быть совмещены. Если же при снятии маховика метки сделаны не были, то махо­вик должен быть установлен на фланце коленчато­го вала так, чтобы при положении поршня первого цилиндра, в в.м.т. метка на наружной цилиндриче­ской поверхности маховика «ВМТ 1-4Ц» совпадала с острием указателя 2, укрепленного на кожухе маховика.
В случае, когда дизель установлен на тракторе, метка «ВМТ 1-4Ц» на торце маховика-должна сов­падать со стрелкой на кожухе муфты сцепления. Проверьте радиальное и торцовое биения махови­ка, которые должны быть не более 0,3 мм.
Приводная шестерня вала редуктора пускового двигателя при включении и выключении должна легко передвигаться вдоль зубьев венца маховика. Боковой зазор между зубьями венца маховика и приводной шестерни допускается в пределах 0,2 ... 1,0 мм. После сборки и установки маховика окон­чательно закрепите указатель 2, установите крыш­ку 4 с прокладкой 3 и закрепите болтами.