Снятие. Слейте масло из картера. Снимите картер или его переднюю часть, снимите передний и задний маслоприемники, отсоедините) приводную муфточку 6 (рис. 71), сняв кольца 8 и стопорные пальцы 7, сдвиньте муфточку по валу 3 привода; расконтрите шайбы и отверните болты, крепящие насос к блоку.
Опустите насос, чтобы установочные штифты 12 (рис. 68) вышли из отверстий блока. Сдвинув насос назад, выньте валик привода с шестерней. Снимите масляный насос вместе с центральным масло- приемником.
Разборка. При работе насоса на дизеле все трущиеся детали (шестерни, валики, втулки и др.) прирабатываются. Поэтому при разборке насоса пометьте взаимное расположение плит, корпусов и шестерен в них, установите их при последующей сборке в таком же положении, в каком они находились в насосе до разборки. Это необходимо для сохранения прежней приработки шестерен по торцам трущихся деталей и обеспечения сборки насоса без подгонки деталей. Раскомплектовка шестерен или установка их, к плоскостям другими торцами (при переворачивании) может нарушить нормальную работу насоса и вызвать повышенный износ деталей.
Отверните болты, крепящие центральный масло- приемник 23, и снимите его. Сверлом диаметром 5 мм высверлите штифт 11 из приводной шестерни 5. Снимите шестерню с валика 18 и выбейте из гнезда шпонку 6.
Пометьте две призонные шпильки 28 крепления насоса для последующей их установки в прежнее положение. Расконтрите шайбы 29 и отверните два болта 30 и гайки с- двух призонных шпилек 28 с навернутыми и приклепанными гайками, стягивающими детали насоса. Выбейте медным молотком две призонные шпильки 29 и снимите их с насоса. Снимите с насоса легкими ударами медного молотка переднюю крышку 3, корпус 10 откачивающей секции и ведомую откачивающую шестерню 8, ведущую откачивающую шестерню 4 со шпонки, стараясь при том не повредить плиту 2. Выбейте шпонку из гнезд.
Снимите плиту 2 и корпус 1 нагнетательной секции насоса. Снимите с оси ведомую шестерню 14 нагнетательной секции. Выньте из задней крышки валик 18 ведущих шестерен с плитой 13 и шестерней 20. Снимите с оси шестерню 15. Выпрессуйте ось 16. С валика 18 снимите шестерню 20. Выбейте шпонку из гнезда и снимите плиту 13.
Снимите при необходимости с валика ведущую шестерню 22 -нагнетательной секции, предварительно высверлив в отверстиях под штифт закернанные места и выбив штифт.
Выпрессуйте ступенчатой оправкой втулки в передней и задней крышках, если они имеют большой износ. Разбирайте предохранительный клапан в такой последовательности: отогните концы стопорных шайб и отверните болты крепления крышки 24, снимите крышку и выньте из гнезда пружину 26 и клапан 27. Разбирайте предохранительный клапан только при необходимости, При разборке заметьте количество прокладок 25, так как ими регулируется давление масла при работе насоса.
Технические требования:
- Нормальный зазор между втулками и валиком ведущих шестерен должен быть в пределах 0,065... 0,138 мм. При зазоре между втулками и валиком ведущих шестерен более 0,3 мм втулки замените новыми. Втулки 7, 9, 17 валиков масляного насоса в запасные части изготавливаются с припуском под развертку с внутренним диаметром 18,3+0'13 мм (детали 29-09-62 РП; 29-09-58 РП),
- Нормальный зазор между ведомыми шестернями и осью должен быть 0,020... 0,064 мм.. Допустимый зазор 0,10 мм.
- Боковой зазор между зубьями сопряженной пары должен быть равен 0,3 мм. Увеличение бокового . зазора между зубьями шестерен вследствие износа допустимо до заострения зубьев.
- Торцовый зазор .нагнетательных шестерен в корпусе нагнетательной секции должен быть 0,085. . .0,151 мм; торцовый зазор откачивающих шестерен в корпусе 21 откачивающей секции должен быть 0,079... 0,157 мм. При износе шестерен торцовый зазор между плоскостями шестерен и их корпусом не должен превышать 0,4 мм.
- Плоскости плит и плоскости передней и задней крышек, если они имеют выработку в местах- сопряжения с шестернями, восстанавливайте шлифованием и притиркой.
- Предохранительный клапан должен иметь гладкую поверхность. При износе рабочего уплотнительного пояска клапана притрите его, применяя притирочную пасту.
- Межцентровое расстояние между осями отверстий в передней и задней крышках под ось ведомых шестерен и осями отверстий во втулках вала ведущих шестерен должно быть 42,5 мм. Межцентровое расстояние между осью отверстия во втулке вала ведущих шестерен и осью отверстия во втулке приводного валика должно быть (71,95± ±0,05) мм.
- Натяг в сопряжении ось ведущих шестерен — задняя крышка должен быть 0,005... 0,042 мм. Натяг в сопряжениях втулки валиков — передняя и задняя крышки насоса должен быть 0,016... 0,062 мм.
- На обкатанном и отрегулированном масляном насосе вращение валика должно быть свободным.
Заклинивание и заедание не допускаются. Момент проворачивания валика насоса должен быть не более ЗН'М (0,3 кгс-м).
Сборка. Для сборки ведущего вала шестерен посадите сегментную шпонку 2 (рис. 69) в канавку валика 1 легкими ударами медного молотка. Наденьте нагнетательную ведущую шестерню 3 на валик 1 и посадите ее медным молотком на шпонку так, чтобы расстояние от торца валика до торца шестерни было выдержано в пределах (56± ±0,5) мм. На расстоянии 8 мм от торца шестерни 3 разметьте, просверлите и разверните отверстие диаметром 4+°’16 мм под штифт 4 в шестерне и валике.
Забейте в отверстие штифт так, чтобы он утопал в отверстий, и осторожно раскерните края отверстия, не допуская выступания металла над впадинами зубьев.
Для сборки передней крышки запрессуйте втулку 7 (см. рис. 68) в отверстие передней крышки 3. После запрессовки втулка не должна выступать за плоскость крышки, прилегающую к корпусу 10 откачивающей секции, допускается утопание втулки не более 1,0 мм. Запрессуйте втулку 9 под приводной валик. Разверните втулки 7 и 9 на размер, обеспечивающий между валиками и отверстием втулок зазор 0,060... 0,126 мм.
Для сборки задней крышки запрессуйте втулку 17 в отверстие задней крышки 19. После запрессовки утопание торца втулки относительно торца привалочной плоскости допускается не более 1,0 мм, выступание не допускается. Разверните втулку на размер, обеспечивающий между валиком и втулкой зазор 0,060...0,126 мм. Запрессуйте ось 16 ведомых шестерен заподлицо с наружным торцом крышки.
Для сборки корпуса нагнетательной секции с предохранительным клапаном смажьте предохранительный клапан 27 притирочной пастой, вложите клапан в гнездо корпуса 1 нагнетательной секции и, пользуясь коловоротом с конусной оправкой, притрите клапан.
После притирки промойте клапан и гнездо в керосине и проверьте прилегание клапана к седлу по краске. Прилегание должно быть не менее чем на ,90% периметра.
-Вытрите краску,. вложите в гнездо корпуса 1 клапан 27, пружину 26. Установите регулировочные прокладки 25, крышку 24 и закрепите болтами со стопорными шайбами. Регулируйте клапан при обкатке масляного насоса изменением количества прокладок 25.
Для общей сборки насоса промойте все трущиеся поверхности деталей в дизельном- топливе и смажьте'моторным маслом. Установите на короткий конец ведущего валика 18 плиту 13 и установите в шпоночный паз валика 18 сегментную шпонку.
Напрессуйте на валик 18 шестерню 20 до упора в плиту 13. Наденьте на ось 16 шестерню 15. Установите на заднюю крышку 19 корпус откачивающей секции 21 и валик 18 с шестернями и плитой. Наденьте на ось 16 ведомых шестерен нагнетательную шестерню 14. Установите корпус 1 нагнетательной секции и плиту 2.
Посадите в шпоночный паз ведущего валика 18 шпонку и установите шестерню 4 передней нагнетательной секции. Наденьте на ось 16 шестерню 8. Установите корпус 10 нагнетательной секции и переднюю крышку 3. Вставьте в отверстия две при- зонные шпильки 28 с навернутыми и расклепанными гайками по ранее нанесенным, меткам.
Наденьте на призонные шпильки и болты 30
стопорные шайбы 29 и наверните гайки и болты до легкого соприкосновения с крышкой. Посадите шпонку 6 в паз валика 18. Отрегулируйте легкость вращения валика ведущих шестерен легким обстукиванием молотком корпуса нагнетательной и откачивающей секций.
Вращение валика ведущих шестерен должно быть легким и свободным, заедание и заклинивание не допускаются. Затяните гайки и болты поочередно до' отказа и отогните концы стопорных шайб. Напрессуйте приводную шестерню 5 на валик так, чтобы между торцом шестерни и торцом передней крышки был зазор (0,3±0,2) мм.
Запрессуйте в отверстие приводной шестерни штифт 11 и расклепайте концы штифта. Установите на корпус нагнетательной секции прокладку 31 и маслоприемник 23 и закрепите его двумя болтами с пружинными шайбами.
Испытание масляного насоса. Установите масляный насос на стенд и закрепите. При обкатке применяйте летнее моторное масло, нагретое до температуры 353 К±5 К (80°С±5°С). Присоедините к передней и задней крышкам трубки диаметром 19X1,5 мм с фланцами. Свободные концы трубок погрузите в масло на глубину не менее 30 мм.
Регулирование предохранительного клапана, обкатка и испытание масляного насоса на'производительность выполняются при (1700±50) мин-1 валика насоса.
Отрегулируйте предохранительный клапан на давление 0,95... 1,05 МПа (9,5... 10,5 кгс/см2) при закрытом кране на напорном трубопроводе изменением количества прокладок 25 (см. рис. 71) над фланцем клапана. При увеличении количества прокладок давление уменьшается, а при уменьшении — увеличивается.
Отрегулируйте краном на напорном трубопроводе давление на выходе нагнетательной секции насоса в пределах 0,7...0,8 МПа (7...8 кгс/см2), проверьте, производительность насоса, которая должна быть не менее 90 л/мин. После регулировки обкатайте насос в течение б мин.
Установка. Смажьте лаком «Герметик» прива- лочную плоскость насоса и уложите на нее прокладку. • Смажьте солидолом привалочную плоскость блока под насос, установите насос на блоке.
Вставьте валик привода с надетой муфточкой и стопорным кольцом во втулку передней крышки, вводя в. зацепление шестерни насоса и валика привода. Посадите насос штифтами в отверстия блока и закрепите насос на блоке болтами со стопорными шайбами.
Подсоедините приводную муфточку к валику уравновешивающего механизма, вставьте штифты и наденьте стопорные кольца в канавки на муфточке. Подсоедините передний и задний маслопри- емники. Проверните коленчатый вал, проверив наличие зазора между трубками маслоприемников и противовесами коленчатого вала. Допускается подгибание трубок. Установите снятые детали. Пустите дизель и проверьте давление масла в маслома- гистрали. Давление масла должно быть (при номинальной частоте вращения) 200...350 кПа (2... 3,5 кгс/см2).