ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Сборочные единицы и их составные части, а также прилегающие поверхности перед снятием должны быть очищены и промыты.
При отсоединении трубопроводов топлива, воздуха, смазочного или гидравлического масла предварительно очистите поверхности соедине­ний.
Отверстия отсоединенных трубопроводов закрывайте крышками или пробками во избежание попадания в них грязи и посторонних предметов. В этих целях такие же меры принимайте при снятии кры­шек люков. Снятые сборочные единицы и детали защищайте от загряз­нения при хранении.
При сливе отработанного масла и снятии консистентной смазки проверяйте наличие в них металлической стружки, что помогает су­дить о причине износа деталей и отказа (особенно шестерен и под­шипников).
Во время разборки обращайте внимание на состояние контакта трущихся частей, так как причины неисправностей зачастую кроются в отдельных деталях. Проверьте крепление деталей. Деталь, не закреп­ленная должным образом, может вывести из строя агрегат или машину в целом.
Если при удалении болтов и гаек сборочная единица или деталь не отсоединяется, не прилагайте чрезмерных усилий. Проверьте, все ли болты и гайки отвинчены и не мешает ли какая-либо прилегающая де­таль. При разборке не наносите сильных ударов по обработанным поверхностям и чугунным деталям, а также по выступающим концам валиков, болтов, шпилек, кольцам подшипников. Применяйте медные или алюминиевые молотки или выколотки из мягкого металла.
При разъединении частей сборочной единицы наносите четкие мет­ки совмещения на сопрягаемых деталях для того, чтобы при сборке установить детали в прежние положения. Не разбирайте тяги органов управления, если не требуется регулирование их длины. При необходи­мости разборки тяги, измерьте ее длину и сохраните этот размер при сборке. Снятые детали, если их не нужно хранить отдельно, устанавли­вайте на свои места.
Для того чтобы при сборке установить регулировочные прокладки в прежнем количестве и порядке и сохранить установленные зазоры, при разборке регулировочные прокладки связывайте в пакет.
Стандартные детали крепления — болты и гайки установите на преж­ние места в порядке, в каком они были установлены.
Для того чтобы определить, можно ли оставлять сборочные единицы без ремонта, до разборки замерьте величины зазоров, люфтов, выступаний в сопряжениях. Про­мывайте детали, подлежащие сборке, дизельным топливом в двух сосудах для предварительной и чи­стовой мойки. Собирайте детали, образующие в сопряжении неподвижную посадку, под прессом или с помощью специального приспособления,
Крепежные и стопорящие детали. Затягивай­те болты и гайки в несколько приемов в порядке, как показано на рис. 1. Болты и гайки, расположен­ные внутри механизмов, стопорите замковыми шай-


Таблица 1

Диа.
метр
резьбы,
мм

Момент затяжки, Н*м
(кгс-м)

Дяа
метр-
резьбы,
мм

Момент затяжки, Н м (кгс-м)

6

6.

.8 (0,6..

• 0,8)

16

120...140 (12,0... 14,0)

8

14.

.17 (1,4,

•1.7)

18

160...190( 16,0... 19,0)

10

30.

.35 (3,0.

..3,5)

20

230...260 ( 23,0,..26,0)

12

55.

.60 (5,5.

.6,0)

22

340...360 ( 34,0...36,0)

14

80.

.90 (8,0.

..9,0)

24

420...480 (42,0...48,0)

 

бами, стопорными пластинами, шплинтами и прово­локой, как показано на рис. 2. Остальные болты законтрите пружинными шайбами. Затягивайте болты и гайки стандартными или специальными ключами соответствующего размера. Моменты за­тяжки болтов и гаек со стандартной резьбой при­ведены в табл. 1. Для особых случаев моменты затяжки резьбовых соединений приведены в соот­ветствующих разделах.
Подшипники качения. Снимайте подшипники качения только съемником (рис. 3). Распаковывай­те подшипник и удаляйте консервационную смазку непосредственно перед монтажом. Подшипник промывайте, продувайте сухим сжатым воздухом, не допуская при этом его вращения, и смазывайте.
При монтаже подшипников качения соблюдайте следующие требования:

  1. посадочная поверхность сопрягаемой детали должна быть протерта и смазана тонким слоем масла;
  2. при напрессовке подшипника на вал усилие прикладывайте к внутреннему кольцу (рис. 4), а при запрессовке в гнездо — к наружному. Подшип­ники, устанавливаемые с натягом на вал и в гнездо, запрессовывайте с приложением усилия на оба кольца (рис. 5).

Для выполнения этих операций пользуйтесь прессом, винтовым приспособлением или оправкой с медным или алюминиевым наконечником. Пере­косы подшипников при напрессовке и запрессовке не допускаются.
Устанавливайте подшипники в сборочные еди­ницы, где нельзя прилагать больших усилий запрес­совки, с предварительным подогревом их до тем­пературы 343 ... 373 К (70 ... 100°С). Допусти­мый радиальный зазор в шариковых подшипниках 0,2... 0,25 мм, в роликовых цилиндрических под­шипниках 0,2 ... 0,3 мм.
Перечень подшипников качения приведен в приложении 1.
Сальниковые уплотнения. Ставьте сальники в сборочную единицу как показано на рис. 6. Перед установкой сальника смазывайте консистентной смазкой его кромку. Во избежание повреждения кромки манжеты, устанавливайте .сальник специ­альным приспособлением (рис. 7). Сальники с ко­жаной манжетой перед установкой выдерживай­те в подогретом масле с температурой 320 ... 330 К (50... ,60 °С) в течение 2 ... 24 ч.