Сборочные единицы и их составные части, а также прилегающие поверхности перед снятием должны быть очищены и промыты.
При отсоединении трубопроводов топлива, воздуха, смазочного или гидравлического масла предварительно очистите поверхности соединений.
Отверстия отсоединенных трубопроводов закрывайте крышками или пробками во избежание попадания в них грязи и посторонних предметов. В этих целях такие же меры принимайте при снятии крышек люков. Снятые сборочные единицы и детали защищайте от загрязнения при хранении.
При сливе отработанного масла и снятии консистентной смазки проверяйте наличие в них металлической стружки, что помогает судить о причине износа деталей и отказа (особенно шестерен и подшипников).
Во время разборки обращайте внимание на состояние контакта трущихся частей, так как причины неисправностей зачастую кроются в отдельных деталях. Проверьте крепление деталей. Деталь, не закрепленная должным образом, может вывести из строя агрегат или машину в целом.
Если при удалении болтов и гаек сборочная единица или деталь не отсоединяется, не прилагайте чрезмерных усилий. Проверьте, все ли болты и гайки отвинчены и не мешает ли какая-либо прилегающая деталь. При разборке не наносите сильных ударов по обработанным поверхностям и чугунным деталям, а также по выступающим концам валиков, болтов, шпилек, кольцам подшипников. Применяйте медные или алюминиевые молотки или выколотки из мягкого металла.
При разъединении частей сборочной единицы наносите четкие метки совмещения на сопрягаемых деталях для того, чтобы при сборке установить детали в прежние положения. Не разбирайте тяги органов управления, если не требуется регулирование их длины. При необходимости разборки тяги, измерьте ее длину и сохраните этот размер при сборке. Снятые детали, если их не нужно хранить отдельно, устанавливайте на свои места.
Для того чтобы при сборке установить регулировочные прокладки в прежнем количестве и порядке и сохранить установленные зазоры, при разборке регулировочные прокладки связывайте в пакет.
Стандартные детали крепления — болты и гайки установите на прежние места в порядке, в каком они были установлены.
Для того чтобы определить, можно ли оставлять сборочные единицы без ремонта, до разборки замерьте величины зазоров, люфтов, выступаний в сопряжениях. Промывайте детали, подлежащие сборке, дизельным топливом в двух сосудах для предварительной и чистовой мойки. Собирайте детали, образующие в сопряжении неподвижную посадку, под прессом или с помощью специального приспособления,
Крепежные и стопорящие детали. Затягивайте болты и гайки в несколько приемов в порядке, как показано на рис. 1. Болты и гайки, расположенные внутри механизмов, стопорите замковыми шай-
Таблица 1
|
|
бами, стопорными пластинами, шплинтами и проволокой, как показано на рис. 2. Остальные болты законтрите пружинными шайбами. Затягивайте болты и гайки стандартными или специальными ключами соответствующего размера. Моменты затяжки болтов и гаек со стандартной резьбой приведены в табл. 1. Для особых случаев моменты затяжки резьбовых соединений приведены в соответствующих разделах.
Подшипники качения. Снимайте подшипники качения только съемником (рис. 3). Распаковывайте подшипник и удаляйте консервационную смазку непосредственно перед монтажом. Подшипник промывайте, продувайте сухим сжатым воздухом, не допуская при этом его вращения, и смазывайте.
При монтаже подшипников качения соблюдайте следующие требования:
- посадочная поверхность сопрягаемой детали должна быть протерта и смазана тонким слоем масла;
- при напрессовке подшипника на вал усилие прикладывайте к внутреннему кольцу (рис. 4), а при запрессовке в гнездо — к наружному. Подшипники, устанавливаемые с натягом на вал и в гнездо, запрессовывайте с приложением усилия на оба кольца (рис. 5).
Для выполнения этих операций пользуйтесь прессом, винтовым приспособлением или оправкой с медным или алюминиевым наконечником. Перекосы подшипников при напрессовке и запрессовке не допускаются.
Устанавливайте подшипники в сборочные единицы, где нельзя прилагать больших усилий запрессовки, с предварительным подогревом их до температуры 343 ... 373 К (70 ... 100°С). Допустимый радиальный зазор в шариковых подшипниках 0,2... 0,25 мм, в роликовых цилиндрических подшипниках 0,2 ... 0,3 мм.
Перечень подшипников качения приведен в приложении 1.
Сальниковые уплотнения. Ставьте сальники в сборочную единицу как показано на рис. 6. Перед установкой сальника смазывайте консистентной смазкой его кромку. Во избежание повреждения кромки манжеты, устанавливайте .сальник специальным приспособлением (рис. 7). Сальники с кожаной манжетой перед установкой выдерживайте в подогретом масле с температурой 320 ... 330 К (50... ,60 °С) в течение 2 ... 24 ч.