РЕГУЛЯТОР ТОПЛИВНОГО НАСОСА

Снятие. Снимите топливный насос с регуля­тором в сборе и установите на приспособление ПИМ-640.1.00 для разборки.
Слейте топливо из фильтра тонкой очистки и отсоедините топливопроводы от штуцеров верхней крышки регулятора. Отсоедините тягу рейки на­соса от тяги 5 (см. рис. 168) регулятора. Снимите топливный насос и работомер.
Разборка. Снимите с трубки 4 корпуса регуля­тора резиновое уплотнительное кольцо. Снимите боковые крышки с прокладками с люков корпуса регулятора. Снимите верхнюю крышку с рым- проушиной и нижнюю крышку 26 с прокладками. Отсоедините тягу 5 от двуплечего рычага 20. От­верните три болта крепления крышки 11 люка ре­гулировки минимальной и максимальной частот вращения и снимите ее вместе с прокладкой.
Отверните четыре болта крепления верхней крышки 16 корпуса регулятора и снимите ее вме­сте с прокладкой. Вверните съемник ПИМ-640.120 в отверстие (М8) в торце верхнего вала 18 и вынь­те его, поддерживая рычаги. Снимите стопорную муфту 10 с головки болта 9 упора минимальной частоты вращения. Выверните болт из упора 6 минимальной частоты вращения и выньте его вме­сте с пружиной 7 и шайбой. Сожмите пружину 12 болта 13 упора максимальной частоты вращения

Рис. 168. Регулятор топливного насоса

Рис. 169. Выпрессовка нижнего вали-
ка регулятора с помощью съемника
ПИМ-640.120
Надпись: Рис. 170. Пружина регулятора с рычагамиРис. 171. Вертикальный
валик регулятора с гру-
зами


до выхода штифта из колпачка и выньте штифт. Снимите стопорную муфту с головки болта 13 упора максимальной частоты вращения, вывер­ните болт из упора 25 и выньте его и колпачок с пружиной 12.
Отверните гайку стопорного болта наружного рычага и снимите рычаг с нижнего валика 24. Выньте из паза нижнего валика сегментную шпон­ку. Вверните съемник ПИМ-640.120 (рис. 169) в отверстие (М8) в торце нижнего валика и выньте его. Выньте из корпуса регулятора рычаги 14, 20 и 3 (см. рис. 168) в сборе с пружиной 8 регуля­тора.



Рис, 172. Вертикальный валик регу­лятора

Выньте упоры максимальной 25 и минималь­ной 6 частот вращения. Снимите с вертикального валика 15 регулятора муфту 19. Отогните концы замковых шайб с граней болтов крепления кор­пуса 22 шарикового подшипника. Выверните бол­ты и выньте из корпуса валик 15 регулятора в сборе с грузами и конической шестерней. Удалите регулировочные прокладки 23, свяжите их в пакет, чтобы установить при сборке. Отсоедините рычаги 1, 8 н 10 (рис. 170) от пружины регулятора 6, расшплинтовав и выбив соединительные пальцы2. Отсоедините грузы 6 (рис. 171). Отсоедините суха­рики 8 от грузов регулятора. Выньте шплинт 17 и отверните корончатую гайку 1. Снимите съем­ником коническую шестерню 2. Снимите корпус 15, шариковый подшипник 4 и упорный фланец 5. Вы- прессуйте втулки 2 (рис. 172) из ушков валика 1 регулятора.
Отогните концы замковых шайб с граней бол­тов крепления подшипника валика 1 (см. рис. 168) привода насоса и регулятора. Выверните болты и выньте валик за шестерню вместе с подшипником из корпуса регулятора. Отогните стопорную пла­стину 11 (рис. 173) с грани гайки 10 крепления шестерни 12 привода и отверните гайку. Снимите при помощи съемника шестерню с валика. Отогни­те концы стопорных шайб 8 с граней болтов креп­ления упорных плит 6, выверните болты и удалите дистанционные втулки 7, упорную плиту 6, упорную шайбу 13 и вторую упорную плиту и регулировоч­ные прокладки. Свяжите прокладки в пакет, чтобы установить их на прежнее место при сборке. Вынь­те призматическую шпонку 9 из паза валика. Уста­новите валик 1 на пресс и выпрессуйте его из конической шестерни 3. Выпрессуйте при помощи оправки игольчатые подшипники 12 (рис. 174) из корпуса регулятора (задний игольчатый подшип­ник выпрессовывайте внутрь корпуса, чтобы не выбивать заглушку 11).
Выпрессуйте сальник 10, трубку 9 подвода мас­ла, штифты и втулки только при необходимости их замены или ремонта.
Технические требования:

  1. Масса груза 29-06-2 дизеля Д-160 должна быть равна 0,2 кг. Отклонение допускается не бо­лее 10 г. Масса груза 06585 дизеля Д160Б — 0,26 кг. Отклонение допускается не более 10 г.
  2. При увеличении зазора между вертикальным валиком регулятора и отверстием втулки крышки регулятора более 0,20 мм втулку замените. Нормаль­ный зазор между валиком регулятора и втулкой дол­жен быть в пределах 0,016.. .0,052 мм. Посадка втулки вертикального валика в крышке регулято­ра с натягом 0,027... 0,095 мм.
  3. Посадка втулки оси грузов в отверстие ушков валика регулятора с натягом 0,010.. .0,034 мм. Нормальный зазор между отверстием во втулке и осью груза должен быть в пределах 0,035... 0,075 мм. Допустимый зазор 0,1 мм.
  4. Нормальный зазор между осью сухарика и отверстием в ушках груза должно быть в пределах 0,013...0,035 мм. Допустимый зазор 0,18 мм. До­пустимый зазор между отверстием сухарика и осью —0,18 мм.
  5. Во втулке валика привода должно быть просверлено отверстие для прохода масла диамет­ром 8 мм на расстоянии 23 мм от передного торца. Нормальный зазор между валиком привода и от­верстием втулки должен быть в пределах 0,025... 0,077 мм. Допустимый зазор 0,13 мм.
  6. При увеличении зазора между нижним ва­ликом и отверстиями в корпусе регулятора допу­скается ремонт корпуса путем запрессовки в от­верстия под нижний валик бронзовых или чугун­ных втулок. Зазор между нижним валиком и от­верстием в корпусе регулятора должен быть в пределах 0,02... 0,08 мм.
  7. Осевое перемещение валика привода к на­сосу и регулятору должно быть в пределах 0,035... 0,145 мм. При увеличении осевого перемещения более 0,6 мм замените упорную шайбу. Допуска­ется восстановление осевого перемещения перево­рачиванием упорных плит или отпиливанием ди­станционных втулок на одинаковую величину. Разница в высоте трех втулок допускается не более 0,03 мм. Нормальный зазор между поводковыми выступами валика привода к насосу и регулятору и пазом в кулачковом валике должен быть 0,07... 0,145.

Сборка. Сборка корпуса регулятора. Промойте все топливные каналы в корпусе регулятора. Уста­новите корпус 8 (см. рис. 174) регулятора в при­способление ПИМ-640.1.00 для сборки и закрепите. Запрессуйте оправкой сальник 7 в расточку кор­пуса регулятора, кромкой кожаной манжеты в сторону заднего фланца корпуса. Перед запрес­совкой выдерживайте сальник в индустриальном масле, подогретом до температуры 318...328 К (45.. . 55°С), в течение 30... 45 мин. Смажьте резьбу шпилек 4 суриком или белилами. Заверните в резьбовые отверстия задней плоскости корпуса семь шпилек 4 крепления топливного насоса. За­прессуйте в корпус регулятора установочные штиф-



 


ты с помощью молотка и специальной оправки, имеющей внутреннее сверление глубиной, равной величине выступания штифта. Запрессуйте направ­ляющие штифты 1 и 2 упора максимальной частоты вращения в отверстие дна корпуса и в отверстие бо­бышки передней стенки корпуса. Запрессуйте в от­верстие задней стенки направляющий штифт 6 упора минимальной частоты вращения. Смажьте белила­ми переходную трубку 5 и запрессуйте ее до отказа с помощью молотка и оправки в топливопроводя­щее отверстие задней стенки корпуса регулятора. Запрессуйте с помощью молотка и ступенчатой оправки в отверстия передней и задней стенок кор­пуса два игольчатых подшипника 12, смазав их предварительно маслом. Подшипники должны утопать на 1,0...2,0 мм относительно внутренних торцов приливов под эти подшипники в корпусе. Запрессуйте заглушку 11 и сальник 10. Заверните пробку 3. Запрессуйте до упора молотком с оправ­кой трубку 9 подвода масла к верхнему подшип­нику вертикального валика регулятора.
Сборка валика привода к насосу и регулятору. Забейте легкими ударами медного молотка в паз на шейке валика 1 (см. рис. 173) под коническую шестерню сегментную шпонку 2. Напрессуйте до упора на шейку валика коническую шестерню 3, ступицей в сторону упорного бурта. Запрессуйте в корпус 4 подшипника втулку 5. Отверстие во втул­ке должно совпадать с отверстием в корпусе. Смажьте маслом переднюю шейку валика и на­деньте на нее подшипник. Забейте легкими ударами медного молотка в паз на конце валика призмати­ческую шпонку 9. Наденьте на валик упорную плиту 6. Наденьте упорную шайбу 13 до упора в бурт валика, посадив ее пазом на шпонку, и вторую упорную плиту 6. Заложите между упорной плитой и корпусом подшипника регулировочные проклад­ки 14. Заложите между упорными плитами дистан­ционные втулки 7. Прикрепите упорные плиты с дистанционными втулками к корпусу подшипника тремя болтами со стопорными шайбами 8, завернув болты торцовым ключом через отверстия в шестер­не. Загните с помощью зубила и молотка концы шайб на грани головок болтов и грань плиты. На­прессуйте на шейку валика шестерню 12 привода к насосу и регулятору. Наденьте на конец валика стопорную шайбу 11 и наверните гайку 10. Затяни­те гайку и отогните края стопорной шайбы на грань гайки и на площадку прилива ступицы шестерни. Проверьте легкость вращения подшипника на шейке валика. Нормальное осевое перемещение (люфт) валика в подшипнике должно быть в пределах 0,035... 0,145 мм. Допустимый осевой люфт 0,30 мм.
Сборка вертикального валика регулятора. Уста­новите вертикальный валик 1 (см. рис. 172) регу­лятора на подставку и'запрессуйте медным молот­ком в отверстия ушков валика четыре втулки 2 заподлицо с плоскостью ушков.
Зажмите валик на верхний конец в тисках с медными губками. Напрессуйте верхнее кольцо подшипника 14 (см. рис. 171) на шейку валика 11 до упора в бурт. Наденьте на валик сепаратор с шариками и нижнее кольцо подшипника. Наденьте на валик фланец 5. Напрессуйте подшипник 4 с .помощью оправки на шейку валика до упора в бурт валика так, чтобы широкий торец наружного кольца был обращен к фланцу. Смажьте, шарики подшипника моторным маслом. Наденьте на на­ружное кольцо подшипника корпус 15. Забейте легкими ударами медного молотка в паз валика сегментную шпонку 3 и напрессуйте на шейку ва­лика с помощью оправки коническую шестерню 2 до упора во внутреннее кольцо подшипника. На­деньте на конец валика с резьбой шайбу 16 и за­крепите шестерню корончатой гайкой /. Зашплин­туйте гайку шплинтом 17. Положите груз 6 на подставку плоскостью ушка груза и запрессуйте в отверстие ушка груза штифт-ограничитель 9 до упора. Масса груза для дизеля Д-160 — 0,2 кг. Масса груза для дизеля Д-160Б — 0,26 кг.



Рис. 175. Муфта регулятора

Штифт должен утопать относительно плоскости ушка. Расчеканьте кромку отверстия ушка под штифт после запрессовки штифта. Смажьте маслом поверхность отверстия в сухарике 8, вложите его в паз груза так, чтобы выступ сухарика был над штифтом-ограничителем в- ушке груза. Соедините сухарик с грузом осью 7, забив ее в отверстия ушка груза и сухарика легкими ударами молотка. В от­верстия по концам оси сухарика вставьте шплин­ты 13 и разведите концы их. Соедините груз 6 с валиком 11 с помощью оси 10 с шплинтами 12. Аналогично соберите валик со вторым грузом.
Установите муфту 2 (рис. 175) поверхностью дна тарелки на подставку, запрессуйте втулку 1 и посадите нижнее кольцо подшипника 3 на хвосто­вик муфты. Смажьте- сепаратор с шариками мас­лом и соберите подшипник на муфте. Проверьте легкость вращения подшипника, прижимая верх­нее кольцо рукой к шарикам. Смажьте маслом поверхность втулки муфты, протрите поверхность валика и наденьте муфту регулятора на валик тарелкой в сторону грузов. Муфта должна легко, без заеданий, перемещаться по валику регулятора и поворачиваться на нем.
Сборка пружины регулятора. Наверните пру­жину 6 (см. рис. 170) регулятора на наконечник 7. Наверните на регулировочный наконечник 3 гайку 4 и заверните его в сборе с гайкой в наконечник 5. Наверните пружину вторым концом на собранный наконечник. Пружина должна быть навинчена обоими концами на наконечник так, чтобы число навинченных витков с обоих концов было одина­ково. Отрегулируйте свободную длину пружины вращением наконечников так, чтобы при растяже­нии пружины на 20 мм сила упругости пружины была равна 63,70... 67,62 Н (6,5... 6,9 кгс). Вра­щением регулировочного наконечника 3 установи­те расстояние В между наиболее удаленными кромками отверстий в наконечниках,равным 125... 126 мм.
Сборка рычагов. Положите на подставку дву­плечий рычаг 8 и запрессуйте в отверстие изогну­того плеча втулку.. Наденьте на ось 11 ролик 12,


смазав их предварительно маслом. Запрессуйте ось с надетым на нее роликом в отверстие плеча двуплечего рычага и зашплинтуйте шплинтом. За­прессуйте и зашплинтуйте шплинтом ось 11 с на­детым на нее роликом 12 в отверстие одноплечего рычага 10. Соедините пружину регулятора в сборе длинным наконечником с трехплечим рычагом 1 пальцем 2, смазав предварительно палец маслом. Зашплинтуйте палец с обоих концов шплинтами 9. Соедините пружину регулятора коротким наконеч­ником с концами плеч двуплечего и одноплечего рычагов при помощи пальца,, предварительно сма­зав его маслом. Зашплинтуйте палец с обеих кон­цов шплинтами 9. Рычаги должны быть собраны с пружиной так, чтобы ролики были расположены внутрь плеч рычагов.
Сборка крышки регулирования частоты враще­ния. Установите крышку 11 (см. рис. 168) на под­ставку и запрессуйте в нее медным молотком два' штифта до упора в подставку.
Сборка тяги от регулятора к рейке насоса. Смажьте резьбу тяги 5 маслом и наверните на нее гайку и вилку. Заворачивая или отворачивая вил­ку тяги, установите расстояние между осями в вильчатом конце тяги и вилке (224±0,5) мм, за­контрите вилку гайкой. Проверьте отклонения от параллельности осей отверстий в вилках тяги, ко­торое допускается не более 0,5 мм на длине 100 мм. Для устранения отклонения от непараллельности допускается подгибка тяги.
Сборка регулятора с топливным насосом. Про­трите привалочную плоскость на корпусе регуля­тора под.топливный насос и наденьте на шпильки прокладку топливного насоса. Наденьте на пере­ходную трубку 4 резиновое уплотнительное кольцо. Выньте из канала топливного насоса заглушку, протрите привалочную плоскость и смажьте мас­лом переднюю втулку насоса.
Установите топливный насос на шпильки кор­пуса регулятора и закрепите его гайками с пру­жинными шайбами.
Установка валика привода. Заведите спереди в корпус регулятора собранный валик 1 привода к насосу и регулятору и осторожно протолкните ко­нец его через сальник 2 в корпусе регулятора, а затем поверните шестерню до совпадения поводко­вых выступов валика привода с пазом на конце кулачкового валика насоса, легкими ударами мед­ного молотка посадите на место подшипник так, чтобы отверстия в его корпусе совпали с резьбо­выми отверстиями в корпусе регулятора. Закрепите корпус подшипника болтами со стопорными шай­бами, заверните болты в резьбовые отверстия кор­пуса регулятора торцовым ключом через отверстия в шестерне. Отогните края стопорных шайб на грани болтов и корпуса подшипника.
Проверьте легкость вращения валика привода к насосу и регулятору.
Установка вертикального валика регулятора. Положите на торец гнезда под корпус шарикопод­шипника вертикального валика регулятора регули­ровочные прокладки 23. Установите собранный вертикальный валик регулятора без муфты корпу­сом подшипника в расточку ребра внутри -корпуса регулятора, введя в зацепление зубья конической шестерни вертикального валика с зубьями кониче­ской шестерни валика привода. Окончательно по­садите вертикальный валик регулятора лёгкими ударами медного молотка. Закрепите корпус под­шипника 22 вместе с фланцем 21 двумя болтами со стопорными шайбами. Установите и закрепите верхнюю крышку 16 с прокладкой.на корпусе регу­лятора. Отрегулируйте при помощи прокладок 23 под фланцем 21 и прокладок 14 (см. рис. 173) боковой зазор между зубьями конических шесте­рен. Боковой зазор между зубьями шестерен при совпадении затылков зубьев должен быть в пре­делах 0,15...0,36 мм. Снимите верхнюю крышку 16 (см. рис. 168) регулятора и наденьте, на вертикаль­ный валик муфту 19 регулятора, смазав предвари­тельно втулку муфты маслом.
Установка упоров. Смажьте маслом и вставьте в отверстия приливов корпуса регулятора упоры минимальной 5 и максимальной 25 частот враще­ния так, чтобы упор минимальной частоты враще­ния сел канавкой, а упор максимальной частоты вращения — канавкой и отверстием на направляю­щие штифты.
Установка рычагов. Смажьте маслом игольча­тые подшипники 17 в корпусе регулятора. Введите в корпус рычага в сборе с пружиной и, поддержи­вая двуплечий рычаг 20, вставьте через игольчатый подшипник верхний валик 18 регулятора. Протолк­ните верхний валик легкими ударами медного мо­лотка через отверстие рычага, дистанционную втулку и отверстие одноплечего рычага 14 во вто­рой игольчатый подшипник. Вставьте в отверстие трехплечего рычага 3 через отверстия в корпусе регулятора нижний валик 24 так, чтобы шпоноч­ный паз на валике был расположен вертикально, а плечо рычага, к которому прикрепляется пру­жина, примерно горизонтально. Протолкните ниж­ний валик до входа шейкой в отверстие задней, стенки корпуса, вводя шлицы на валике в шлице­вые пазы отверстия трехплечего рычага. При уста­новке нижнего валика наденьте на шейку валика под наружный рычаг конусную насадку, чтобы избежать поверждения кожаной манжеты сальника. Вставьте в шпоночный паз на конце нижнего вали­ка шпонку, наденьте наружный рычаг регулятора и закрепите наружный рычаг на валике стяжным болтом с гайкой.
Положите на фланец крышки 16 регулятора прокладку и наденьте крышку втулкой на верти­кальный валик регулятора. Легкими ударами мо­лотка посадите крышку регулятора в расточку корпуса регулятора и закрепите ее болтами с пру­жинными шайбами.
Установка болтов .и пружин упоров минималь­ной и максимальной частот вращения. Вставьте в переднее отверстие на верхней плоскости корпуса регулятора болт упора максимальной частоты вра­щения 13 и наденьте на болт пружину 12 и колпа­чок. Заверните болт в упор максимальной частоты вращения, нажмите на колпачок, сжав пружину, и вставьте в отверстие болта штифт. Утопите в своем гнезде упор минимальной частоты вращения. Установите на упор минимальной частоты враще­ния пружину 7 с шайбой. Вставьте в заднее отвер­стие на верхней плоскости регулятора болт?упора минимальной частоты вращения и заверните его в упор 5. Установите в гнезда корпуса под болты упоров минимальной и максимальной частот вра­щения регулятора регулирующие муфты 10, надев



Рис. 176, Схема приспособления для уста­новки кулачкового валика на момент нача­ла подачи (кулачковый валик установлен в положение, соответствующее моменту на­чала подачи топлива первой секцией)

 


Рис. 177. Схема проверки и регулирования топливного насоса на момент начала подачи топлива (первой секцией):

 


Рис. 178. Приспособление для регулирования тол­кателей топливного насоса:
1 — головка индикаторная; 2 ~ ключ для вывертывания хвостовика толкателя; 3 — ключ для затяжки контргайки; 4 — хвостовик толкателя; 5 — контргайка

 

1 — шестерня коленчатого вала; 2 — шестерня распределительного вала (большой венец); 3 — шестерня распределительного вала (малый венец); 4 — шестерня топливного насоса; 5 — кулачок первый; 6 — секция топ­ливного насоса; 7 — моментоскоп; 8 — топливопровод высокого давле­ния; 9 — трубка резиновая; /0 — трубка стеклянная; 11 —в. мл. порш­ня; 12 — положение поршня первого цилиндра на ходе сжатия; 13 — указатель на кожухе маховика; /4 — маховик; Л= (45,5^=0,05) мм —рас­стояние от верхней плоскости корпуса топливного насоса до опорной поверхности хвостовика толкателя; £-(73±0,4) мм для дизелей Д-160 и Д-160Б — расстояние от привалочной плоскости корпуса регулятора до оси впадины зубьев, отмеченной меткой; £>=(24±1)° для дизелей Д-160 и Д-160Б — смещение метки «ВМТ1-4Ц» на маховике относи­тельно указателя

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



их на головки болтов прорезями вверх. Установите на корпус регулятора крышку 11 в сборе со штиф­тами так, чтобы штифты, запрессованные в крышку, вошли в прорези регулирующих муфт. Закрепите крышку тремя болтами с пружинными шайбами.
Установка тяги. Соедините с помощью осей один конец тяги 4 регулятора с вилкой с тягой рейки насоса, а второй конец —с концом двуплечего ры­чага. Оси ¦ зашплинтуйте шплинтами. Проверьте свободу движения рычагов и отсутствие задевания рычагов за стенки корпуса.
Общая сборка топливного насоса с регулято­ром. Отрегулируйте кулачковый механизм насоса на момент начала подачи топлива. Установите сек­ции топливного насоса. Проверьте свободу пере­мещения рейки и рычагов. Установите на блок на­соса крышку корректора с прокладкой и прикре­пите крышку к блоку тремя болтами с пружинными шайбами. Два болта должны иметь в головке от­верстия для установки на проволоке пломбы. Уста­новите на корпус регулятора крышку люка тяги рейки с прокладкой и закрепите крышку болтами, подложите под них медные уплотнительные кольца.
Установите верхнюю крышку с рым-проушиной. Прокладку крышки смажьте с двух сторон «Гер­метиком». Крышку закрепите четырьмя болтами с гладкими и пружинными шайбами. Подсоедини­те топливопроводы фильтра тонкой очистки к шту­церам крышки. Установите уплотнительное коль­цо 27 на втулку нижней крышки 26 и закрепите крышку с прокладкой четырьмя болтами с гладки­ми и пружинными шайбами.
Установите крышку бокового люка корпуса регулятора с прокладкой и закрепите крышку бол­тами с. пружинными шайбами.