Снятие. Отсоедините топливопроводы высокого давления от секций и закройте отверстия в топливопроводах и секциях предохранительными пробками 2 (рис. 152) и гайками-колпачками 1.
Снимите крышку смотрового люка насоса. Отверните болт, снимите поводок, соединяющий рейку с тягой насоса. Отверните два болта и удалите планки, удерживающие рейку в пазах блока насоса. Затем выньте рейку из корпуса насоса. Отверните болты и удалите прижимные угольники, крепящие секцию к блоку насоса. Приподнимите секцию вверх и снимите ее с установочных штифтов. Просуньте палец в смотровой люк, удерживая плунжер от выпадения из гильзы, передвиньте секцию в сторону так, чтобы конец плунжера вышел из паза регулировочного винта толкателя. Выньте секцию насоса и заглушите отверстие подвода топлива предохранительной пробкой 3. Вставьте в отверстие трубки в блоке насоса деревянные пробки, закройте колпачком 4 (рис. 153) со скобой 20 секцию снизу.
Разборка. Очистите секцию и промойте снаружи, а затем насухо вытрите. Снимите с секции защитные детали 5,6 и 10, закрывающие топливные каналы, и колпачок 4 со скобой 20, закрывающий секцию снизу. Выньте из гильзы 3 плунжер 22 с зубчатым сектором. Выверните специальным изогнутым торцовым ключом ПИМ-640.200.01 винт 2 крепления зубчатого сектора 1 на плунжере.
Вставьте отвертку в прорезь сектора /, слегка разведите его и снимите с пояска плунжера 22. Уложите плунжер в ванночку ПИМ-640.310 для мойки прецизионных деталей. Зажмите корпус 19 секции в приспособлении ПИМ-640.040 так, чтобы штуцер 13 оказался сверху. Снимите со штуцера секции стопорное кольцо 12 специальным съемником ПИМ-640.150 с обоймой. Выньте из корпуса 19 секции штифт 8 стопорного кольца. Выверните специальным ключом ПИМ-640.200.06 из корпуса секции штуцер 13, на который навернут защитный колпачок.
Снимите пружину 11. Выньте гнездо 16 обратного клапана вместе с клапаном 14 и уплотнительным кольцом 15 специальным съемником (рис. 154) или съемником ПИМ-640.240. Снимите с гнезда уплотнительное кольцо 15 (см. рис. 153). Клапан 9 вместе с гнездом уложите в ванночку для мойки прецизионных деталей. Выверните отверткой стопорный винт 17 и удалите его вместе с прокладкой 18. Выньте гильзу 3 и положите в ванночку для мойки прецизионных деталей.
Выверните продувочную иглу 7 из корпуса секции насоса.
Технические требования:
Корпус секции. 1. На коническом гнезде корпуса под резиновое уплотнительное кольцо не допускаются грубые поперечные риски.
- Нижнюю плоскость корпуса проверяйте на плите на неплоскостность. Щуп толщиной 0,03 мм не должен проходить между плитой и нижней плоскостью корпуса. Не допускаются выступающие над поверхностью заусенцы и забоины.
- Поверхность площадки прилегания опорного бурта гильзы должна быть ровной, без забоин.
- Не допускаются забоины и сорванные нитки на резьбе в корпусе секции под топливный штуцер и продувочную иглу.
- Расстояние от поверхности прилегания опорного торца бурта гильзы до нижней плоскости должно быть равно (14,5±0,09) мм.
- Не допускается устранение повреждений на нижней плоскости корпуса и поверхности прилегания бурта гильзы снятием металла фрезерованием, так как при этом нарушается установочный размер в корпусе секции, определяющий начало подачи топлива секцией при регулировании насоса.
Плунжер и гильза в сборе. 1. Притертые поверхности гильзы и плунжера должны быть зеркальными, совершенно чистыми, без видимых невооруженным глазом штрихов.
- Внутренняя кромка всасывающего отверстия гильзы должна быть острой, без выкрашиваний.
- Замена одной детали плунжерной пары деталью из другой пары без последующей проверки гидроплотности не допускается.
- На цилиндрической поверхности плунжера от торца до спирали не должно быть рисок, продольных царапин, а на кромках торца плунжера и спирали— выкрошенных мест (сколов).
- Плунжер в гильзе после промывки и смазки чистым дизельным топливом должен продвигаться по всей длине отверстия с незначительным усилием. Местное сопротивление, прихватывание и торможение плунжера в гильзе не допускаются. Промытый и смазанный дизельным топливом плунжер, вставленный в гильзу и установленный в вертикальном положении, должен от собственной массы, без задержек и торможений, продвигаться по всей длине гильзы.
- Определяйте гидравлическую плотность плунжерных пар на устройстве КИ-759 профильтрованной смесью дизельного топлива с маслом вязкостью 0,099 ... 0,109 м2/с (9,9... 10,9 сСт) при температуре 293 К (20 5С) при давлении 18,6... 20,6 МПа (190...
Рис. 155. Установка рейки и зубчатых секторов по меткам
Рис. 157. Изменение положения зубчатого сектора на плунжере с помощью ключей ПИМ-640.200.05 и ПИМ-640.200.01
Рйс. 156. Определение зазора между рей-
кой и зубчатым сектором

210 кгс/см2). Плотность контролируемой плунжерной пары для 1-го и 4-го цилиндров должна быть в пределах 15...30 с. Плотность контролируемой пары для 2-го и 3-го цилиндров должна быть в пределах 21...42с. Сравнивайте плотность проверяемой пары с эталонной парой. При испытании плунжер устанавливайте в гильзу так, чтобы между плоскостью, проходящей по оси плунжера через ось нижней метки, и плоскостью, проходящей по оси гильзы через ось всасывающего отверстия, был угол 60°±Зв.
- Плунжерные пары поставляются в запасные части двух наименований: плунжер — гильза комплект 16-67-102 СП для секций топливного насоса 1-го и 4-го цилиндров; плунжер — гильза комплект 16-67-108 СП для секций насоса 2-го и 3-го цилиндров.
Обратный клапан и гнездо в сборе. 1. Зазор между направляющей частью поясков обратного клапана и отверстием в его гнезде не более 0,008 мм.
Клапан должен садиться на седло под действием своего веса из любого положения по высоте и по окружности.
- Воздух под давлением 400...700 кПа (4... 7 кгс/см2), направляемый сверху на клапан и прижимающий его к гнезду, не должен проходить через соединение Пропуск воздуха определяется на специальной установке по пузырькам, выходящим из отводящей трубки, погруженной в керосин, при трех положениях клапана в гнезде. Проверяйте клапан под давлением в течение не менее Юс при каждом положении, установив на него пружину, имеющую затяжку не более 4 мм.
- Не допускается пропуск топлива обратным клапаном при подаче топлива к секции подкачивающим насосом (плунжер своим продольным пазом на головке стоит против впускного отверстия гильзы) при частоте вращения вала привода насоса, равной 500 мин-1. Проверяйте с отсоединенной трубкой от секции.
- Герметичность обратного клапана по цилиндрическому разгрузочному пояску, а также суммарную герметичность клапана по запирающему конусу и цилиндрическому пояску проверяйте на приборе КИ-1086, сравнивая показания проверяемой пары с эталонной.
- Клапан и гнездо подобраны и притерты друг к другу. Раскомплектовка их не допускается.
Секция насоса в сборе. 1. При регулировании •секции на подачу топлива регулировочная муфта на тяге рейки насоса должна быть в положении полной подачи топлива, т. е. упираться в пружину корректора без ее деформации, для чего под пружину подкладывайте щуп толщиной, указанной в табл. 19.
Отрегулированная секция через топливопроводы высокого давления и форсунку за 500 ходов плунжера должна подавать количество топлива при параметрах насоса, указанных в табл. 19.
- Зубчатый сектор на плунжере в отрегулированной секции должен быть плотно закреплен винтом. Момент затяжки винта крепления зубчатого сектора 2,5 Н-м (0,25 кгс/м). Сдвиг или проворачивание' сектора от крутящего момента 2,5 Н-м (0,25 кгс-м) не допускается. Размер под ключ внутреннего шестигранника равен 4^;Jj мм.
- На окончательно отрегулированной секции
должны быть следующие метки: на приливе Е (см. рис. 153) корпуса под стопорный винт гильзы метка О для секции 2-го и 3-го цилиндров, на верхнем торце зубчатого сектора слева от риски, проходящей через вершину зуба, дополнительная риска глубиной и шириной 0,5... 1 мм против метки на шейке плунжера. Эта риска наносится после регулирования секции на подачу топлива и предназначена для установки зубчатого сектора на плунжере в прежнее положение при проворачивании сектора на плунжере при работе насоса. - Прецизионные детали в период между разборкой и сборкой храните в ванночке с дизельным топливом для предохранения их от грязи и коррозии.
- Секции насоса выпускаются в запасные части двух наименований:
- секции насоса 51-67-107 СП для 1-го и 4-го цилиндров;
- секция 51-67-109 СП для 2-го и 3-го цилиндров.
Дизели Д-160 и Д-160Б имеют автоматическое отключение 2-го и 3-го цилиндров при переходе дизеля на холостой ход или малую нагрузку. Это достигнуто тем, что плунжеры топливного насоса 2-й и 3-й секции имеют более широкий перепускной продольный паз на головке. Поэтому комплект плунжерных пар и секций в сборе для 2-го и 3-го цилиндров имеют номера по каталогу, отличные от плунжерных пар и секций в сборе для 1-го и 4-го цилиндров. По установочным размерам эти детали одинаковые. У секций 2-го и 3-го цилиндров имеется отличительная метка О на приливе Е корпуса под стопорный винт гильзы.
' Сборка. Выньте плунжер 22 (см. рис. -153) из гильзы 3. Вставьте отвертку в прорезь зубчатого сектора 1 и, слегка разведя его, наденьте па поясок плунжера так, чтобы торец сектора с риской был обращен к верхнему торцу плунжера. Зубчатый сектор устанавливайте на плунжер так, чтобы метка плунжера находилась примерно на середине _рас- стояния между резьбовым отверстием и крайним зубом сектора. Смажьте маслом резьбу винта 2 и вверните его в сектор до упора специальным изогнутым торцовым ключом ПИМ-640.200.01.
Собранный плунжер положите в ванночку с чистым дизельным топливом. Протрите льняной салфеткой верхний торец гильзы 3 и торец з корпусе 19 секции и вложите гильзу в корпус так, чтобы паз на головке находился против отверстия под стопорный винт 17.
Наденьте на стопорный винт 17 прокладку 18 и туго заверните его в корпус секции. Хвостовик стопорного винта должен войти в паз гильзы. После полкой затяжки винта, гильза плунжера должна иметь продольный люфт, определяемый на ощупь.
Наденьте на гнездо 16 клапана уплотнительное кольцо 15 и вложите его вместе с клапаном 9 в корпус секции. Осадите уплотнительное кольцо оправкой до упора в бурт гнезда. Наденьте пружину 11 на хвостовик обратного клапана и заверните штуцер 13 специальным ключом в корпус секции до упора.
Наверните на конец штуцера защитный колпачок 10. Вставьте снизу в гильзу 3 плунжер 22 и затяните штуцер секций, окончательно проверяя одновременно легкость перемещения плунжера в гильзе.
Запрессуйте штифт 8 в отверстие на верхней плоскости корпуса секции. Напрессуйте на штуцер секции стопорное кольцо 12 так, чтобы штифт 8 вошел в какой-либо паз на наружной поверхности кольца. Заверните в резьбовое отверстие на верхней плоскости секции продувочную иглу 7.
Вставьте в отверстие подвода топлива секции пробку 5 с резиновым кольцом 6. Снизу секцию закройте защитным колпачком 4 со скобой 20. На площадке Е корпуса секции, ниже стопорного винта гильзы, выбейте цифру, обозначающую номер группы плотности плунжерной пары.
Установка; Перед установкой секции протрите чистой салфеткой и осмотрите плоскости прилегания секции и корпуса топливного насоса. При обнаружении забоин зачистите их заподлицо с плоскостью.
Удалите защитную пробку из топливоподводящей трубки блока насоса, снимите с секции защитные детали. Наденьте уплотнительное резиновое кольцо на трубку подвода топлива в корпусе насоса. Снимите рейку насоса. Опустите секцию вместе с плунжером в корпус насоса, поддерживая пальцем плунжер от выпадания из гильзы. Заве-, дите конец плунжера в паз регулировочного хвостовика толкателя и посадите секцию на штифты, После установки всех четырех секций закрепите их к корпусу топливного насоса прижимными угольниками и болтами с пружинными шайбами. Проверьте плотность прилегания корпуса секции к плоскости корпуса насоса. Зазор между плоскостями корпусов секции и насоса не допускается. Поверните зубчатые секторы вместе с плунжерами так, чтобы зуб с меткой 2 (рис. 155) на каждом секторе риской был обращен в сторону рейки насоса. Поставьте рейку насоса, совмещая зубья с меткой каждого сектора с риской на впадинах зубьев рейки, и введите в зацепление с секторами.
Для облегчения правильного зацепления рейки с секторами предварительно совместите метки на зубьях секторов крайних секций с рисками 1 на приливах корпуса насоса.
При вводе рейки на место добейтесь совпадения крайних рисок 1 на рейке с рисками на приливах корпуса насоса.
При этом меченные зубья крайних секторов войдут в зацепление с меченными впадинами зубьев рейки, а секторы остальных двух средних секций установите после ввода рейки на место.
Проверьте легкость' перемещения рейки и убедитесь в совпадении меток на рейках и зубьях секторов. Поставьте на место "планки крепления рейки и закрепите их болтами с пружинными шайбами.
Проверьте боковой зазор в сцепленных зубьях
секторов и рейки. Проверяйте прижатием рейки 1 (рис. 156) до упора в зубчатые секторы 2 и замера щупом зазора А между плоскостями планок 3 и рейки.
Этот зазор допускается не более 0,25 мм. Проверяйте зазоры отдельно для I и IV и для II и III секций. Поставьте на рейку и закрепите призонным болтом с пружинной шайбой поводок, соединяющий рейку с тягой. Вторично проверьте легкость перемещения рейки за тягу. Усилие, необходимое для перемещения рейки за тягу из одного крайнего положения в другое, допускается не более 5Н (0,5 кгс). Установите на место крышку бокового люка и закрепите ее болтами с пружинными шайбами. Присоедините к секциям топливопроводы высокого давления.
Обкатка и регулирование секции. Секции топливного насоса регулируйте на насосе, у которого отрегулированы толкатели и установлен полный выход тяги рейки (см. «Регулирование топливного насоса»).
При регулировании секции тягу рейки закрепите в положении полной подачи (регулировочная муфта упирается в пружину корректора, под которую подложен щуп толщиной, указанной в табл. 19). Секции с отремонтированными или замененными прецизионными деталями перед регулированием подвергайте обкатке.
Во время обкатки и приработки деталей проверьте работу обратного клапана; если течь обнаружилась, то устраните ее.
Обкатка секций. Обкатывайте секции с топливопроводами высокого давления и форсунками, отрегулированными на давление 20,6 МПа (210 кгс/см2). Установите и закрепите секции на топливном насосе. Снимите со штуцеров защитные колпачки, поставьте рейку насоса в положение ВЫКЛЮЧЕНО, откройте краник от бака с топливом, отверните на два-три оборота продувочные иглы секций и держите их открытыми до тех пор, пока из отверстий в корпусах секций топливо не начнет выходить непрерывной струей без пузырьков воздуха. Присоедините к секциям топливопроводы высокого давления и форсунки. Включите стенд, передвиньте рейку в положение полной подачи и обкатайте секции в течение 10 мин при частоте вращения валика насоса, равной 500 мин-1. Во время обкатки не допускается течь топлива из-под штуцера, стопорного винта, продувочной иглы и между корпусом секции и гильзы.
Регулирование секции на количество подаваемого топлива. Регулируйте секции с топливопроводами высокого давления и форсунками, отрегулированными на нормальное давление топлива.
Регулируйте подачу топлива секциями поворотом зубчатого сектора на плунжере. При повороте сектора по часовой стрелке (смотря снизу вверх) подача топлива уменьшается, а при повороте сектора против часовой стрелки — увеличивается (рис. 157).
На плунжере имеются лыски для удержания его ключом ПИМ-640.200.05 при повороте зубчатого сектора.
Подача топлива секцией за 500 рабочих ходов плунжера должна быть в пределах, указанных в табл. 19. Замер подаваемого секцией топлива производите сбором топлива в мерные стаканчики.
Перед регулированием убедитесь в том, что секции плотно притянуты болтами к плоскости корпуса насоса.
Для ускорения регулирования и повышения точности результатов испытаний замеряйте подачу топлива во всех случаях одновременно для четырех секций насоса.
После окончания регулирования и закрепления сектора винтом снова проверьте подачу топлива секциями, затем снимите с секций трубки, переведите рейку насоса в положение ВЫКЛЮЧЕНО, включите стенд и проверьте плотность посадки обратного клапана в гнезде. При плотной посадке конуса обратного клапана из отверстия штуцера секции не должно вытекать топливо.
После регулирования отсоедините топливопроводы высокого давления и на штуцеры секций напрессуйте стопорные кольца, забейте стопорные штифты, затем на штуцеры наверните защитные колпачки. На секторах плунжеров после регулирования секций насоса нанесите риски А (см. рис. 153) против меток 21 на шейках плунжеров.