СЕКЦИЯ ТОПЛИВНОГО НАСОСА

Снятие. Отсоедините топливопроводы высокого давления от секций и закройте отверстия в топливо­проводах и секциях предохранительными пробка­ми 2 (рис. 152) и гайками-колпачками 1.
Снимите крышку смотрового люка насоса. От­верните болт, снимите поводок, соединяющий рейку с тягой насоса. Отверните два болта и удалите планки, удерживающие рейку в пазах блока на­соса. Затем выньте рейку из корпуса насоса. От­верните болты и удалите прижимные угольники, крепящие секцию к блоку насоса. Приподнимите секцию вверх и снимите ее с установочных штиф­тов. Просуньте палец в смотровой люк, удерживая плунжер от выпадения из гильзы, передвиньте сек­цию в сторону так, чтобы конец плунжера вышел из паза регулировочного винта толкателя. Выньте секцию насоса и заглушите отверстие подвода топ­лива предохранительной пробкой 3. Вставьте в от­верстие трубки в блоке насоса деревянные пробки, закройте колпачком 4 (рис. 153) со скобой 20 сек­цию снизу.
Разборка. Очистите секцию и промойте снару­жи, а затем насухо вытрите. Снимите с секции за­щитные детали 5,6 и 10, закрывающие топливные каналы, и колпачок 4 со скобой 20, закрывающий секцию снизу. Выньте из гильзы 3 плунжер 22 с зубчатым сектором. Выверните специальным изо­гнутым торцовым ключом ПИМ-640.200.01 винт 2 крепления зубчатого сектора 1 на плунжере.
Вставьте отвертку в прорезь сектора /, слегка разведите его и снимите с пояска плунжера 22. Уло­жите плунжер в ванночку ПИМ-640.310 для мойки прецизионных деталей. Зажмите корпус 19 секции в приспособлении ПИМ-640.040 так, чтобы шту­цер 13 оказался сверху. Снимите со штуцера секции стопорное кольцо 12 специальным съемником ПИМ-640.150 с обоймой. Выньте из корпуса 19 секции штифт 8 стопорного кольца. Выверните спе­циальным ключом ПИМ-640.200.06 из корпуса сек­ции штуцер 13, на который навернут защитный кол­пачок.
Снимите пружину 11. Выньте гнездо 16 обрат­ного клапана вместе с клапаном 14 и уплотнитель­ным кольцом 15 специальным съемником (рис. 154) или съемником ПИМ-640.240. Снимите с гнезда уплотнительное кольцо 15 (см. рис. 153). Клапан 9 вместе с гнездом уложите в ванночку для мойки прецизионных деталей. Выверните отверткой сто­порный винт 17 и удалите его вместе с проклад­кой 18. Выньте гильзу 3 и положите в ванночку для мойки прецизионных деталей.
Выверните продувочную иглу 7 из корпуса сек­ции насоса.
Технические требования:
Корпус секции. 1. На коническом гнезде корпуса под резиновое уплотнительное кольцо не допуска­ются грубые поперечные риски.

  1. Нижнюю плоскость корпуса проверяйте на плите на неплоскостность. Щуп толщиной 0,03 мм не должен проходить между плитой и нижней пло­скостью корпуса. Не допускаются выступающие над поверхностью заусенцы и забоины.
  2. Поверхность площадки прилегания опорного бурта гильзы должна быть ровной, без забоин.
  3. Не допускаются забоины и сорванные нитки на резьбе в корпусе секции под топливный штуцер и продувочную иглу.
  4. Расстояние от поверхности прилегания опор­ного торца бурта гильзы до нижней плоскости должно быть равно (14,5±0,09) мм.
  5. Не допускается устранение повреждений на нижней плоскости корпуса и поверхности прилега­ния бурта гильзы снятием металла фрезерованием, так как при этом нарушается установочный размер в корпусе секции, определяющий начало подачи топлива секцией при регулировании насоса.

Плунжер и гильза в сборе. 1. Притертые поверх­ности гильзы и плунжера должны быть зеркаль­ными, совершенно чистыми, без видимых невоору­женным глазом штрихов.

  1. Внутренняя кромка всасывающего отверстия гильзы должна быть острой, без выкрашиваний.
  2. Замена одной детали плунжерной пары де­талью из другой пары без последующей проверки гидроплотности не допускается.
  3. На цилиндрической поверхности плунжера от торца до спирали не должно быть рисок, продоль­ных царапин, а на кромках торца плунжера и спи­рали— выкрошенных мест (сколов).
  4. Плунжер в гильзе после промывки и смазки чистым дизельным топливом должен продвигаться по всей длине отверстия с незначительным усилием. Местное сопротивление, прихватывание и торможе­ние плунжера в гильзе не допускаются. Промытый и смазанный дизельным топливом плунжер, встав­ленный в гильзу и установленный в вертикальном положении, должен от собственной массы, без за­держек и торможений, продвигаться по всей длине гильзы.
  5. Определяйте гидравлическую плотность плун­жерных пар на устройстве КИ-759 профильтрован­ной смесью дизельного топлива с маслом вязкостью 0,099 ... 0,109 м2/с (9,9... 10,9 сСт) при температуре 293 К (20 5С) при давлении 18,6... 20,6 МПа (190...


Рис. 155. Установка рейки и зубчатых секторов по меткам

 


Рис. 157. Изменение положения зубчатого сектора на плунжере с помощью ключей ПИМ-640.200.05 и ПИМ-640.200.01

 

Рйс. 156. Определение зазора между рей-
кой и зубчатым сектором

 

 

Надпись: Таблица 19 Дизель Количество подаваемого топлива за 500 ходов плунжера! см® Полный вы¬ход тяги рейки, мм Частота вращения валика насоса, МИН”*1 Толщина щу¬па, подкла-дываемого под пружину корректора, мм Д-160 Д-160Б 123± 1,84 122±1,33 26,5±0,2 26,5±0,2 625+10 535 ± 10 3.6 3.6
210 кгс/см2). Плотность контролируемой плунжер­ной пары для 1-го и 4-го цилиндров должна быть в пределах 15...30 с. Плотность контролируемой пары для 2-го и 3-го цилиндров должна быть в пре­делах 21...42с. Сравнивайте плотность проверяе­мой пары с эталонной парой. При испытании плун­жер устанавливайте в гильзу так, чтобы между плоскостью, проходящей по оси плунжера через ось нижней метки, и плоскостью, проходящей по оси гильзы через ось всасывающего отверстия, был угол 60°±Зв.

  1. Плунжерные пары поставляются в запасные части двух наименований: плунжер — гильза ком­плект 16-67-102 СП для секций топливного насоса 1-го и 4-го цилиндров; плунжер — гильза комплект 16-67-108 СП для секций насоса 2-го и 3-го ци­линдров.

Обратный клапан и гнездо в сборе. 1. Зазор между направляющей частью поясков обратного клапана и отверстием в его гнезде не более 0,008 мм.
Клапан должен садиться на седло под дейст­вием своего веса из любого положения по высоте и по окружности.

  1. Воздух под давлением 400...700 кПа (4... 7 кгс/см2), направляемый сверху на клапан и при­жимающий его к гнезду, не должен проходить через соединение Пропуск воздуха определяется на спе­циальной установке по пузырькам, выходящим из отводящей трубки, погруженной в керосин, при трех положениях клапана в гнезде. Проверяйте клапан под давлением в течение не менее Юс при каждом положении, установив на него пружину, имеющую затяжку не более 4 мм.
  2. Не допускается пропуск топлива обратным клапаном при подаче топлива к секции подкачи­вающим насосом (плунжер своим продольным па­зом на головке стоит против впускного отверстия гильзы) при частоте вращения вала привода на­соса, равной 500 мин-1. Проверяйте с отсоединен­ной трубкой от секции.
  3. Герметичность обратного клапана по цилин­дрическому разгрузочному пояску, а также суммар­ную герметичность клапана по запирающему конусу и цилиндрическому пояску проверяйте на приборе КИ-1086, сравнивая показания проверяемой пары с эталонной.
  4. Клапан и гнездо подобраны и притерты друг к другу. Раскомплектовка их не допускается.

Секция насоса в сборе. 1. При регулировании •секции на подачу топлива регулировочная муфта на тяге рейки насоса должна быть в положении полной подачи топлива, т. е. упираться в пружину корректора без ее деформации, для чего под пру­жину подкладывайте щуп толщиной, указанной в табл. 19.
Отрегулированная секция через топливопроводы высокого давления и форсунку за 500 ходов плун­жера должна подавать количество топлива при па­раметрах насоса, указанных в табл. 19.

  1. Зубчатый сектор на плунжере в отрегулиро­ванной секции должен быть плотно закреплен вин­том. Момент затяжки винта крепления зубчатого сектора 2,5 Н-м (0,25 кгс/м). Сдвиг или провора­чивание' сектора от крутящего момента 2,5 Н-м (0,25 кгс-м) не допускается. Размер под ключ внут­реннего шестигранника равен 4^;Jj мм.
  2. На окончательно отрегулированной секции
    должны быть следующие метки: на приливе Е (см. рис. 153) корпуса под стопорный винт гильзы мет­ка О для секции 2-го и 3-го цилиндров, на верхнем торце зубчатого сектора слева от риски, проходя­щей через вершину зуба, дополнительная риска глубиной и шириной 0,5... 1 мм против метки на шейке плунжера. Эта риска наносится после регу­лирования секции на подачу топлива и предназна­чена для установки зубчатого сектора на плунжере в прежнее положение при проворачивании сектора на плунжере при работе насоса.
  3. Прецизионные детали в период между раз­боркой и сборкой храните в ванночке с дизельным топливом для предохранения их от грязи и кор­розии.
  4. Секции насоса выпускаются в запасные части двух наименований:
  5. секции насоса 51-67-107 СП для 1-го и 4-го цилиндров;
  6. секция 51-67-109 СП для 2-го и 3-го ци­линдров.

Дизели Д-160 и Д-160Б имеют автоматическое отключение 2-го и 3-го цилиндров при переходе дизеля на холостой ход или малую нагрузку. Это достигнуто тем, что плунжеры топливного насоса 2-й и 3-й секции имеют более широкий перепускной продольный паз на головке. Поэтому комплект плунжерных пар и секций в сборе для 2-го и 3-го цилиндров имеют номера по каталогу, отличные от плунжерных пар и секций в сборе для 1-го и 4-го цилиндров. По установочным размерам эти детали одинаковые. У секций 2-го и 3-го цилиндров имеется отличительная метка О на приливе Е кор­пуса под стопорный винт гильзы.
' Сборка. Выньте плунжер 22 (см. рис. -153) из гильзы 3. Вставьте отвертку в прорезь зубчатого сектора 1 и, слегка разведя его, наденьте па поясок плунжера так, чтобы торец сектора с риской был обращен к верхнему торцу плунжера. Зубчатый сектор устанавливайте на плунжер так, чтобы метка плунжера находилась примерно на середине _рас- стояния между резьбовым отверстием и крайним зубом сектора. Смажьте маслом резьбу винта 2 и вверните его в сектор до упора специальным изо­гнутым торцовым ключом ПИМ-640.200.01.
Собранный плунжер положите в ванночку с чи­стым дизельным топливом. Протрите льняной сал­феткой верхний торец гильзы 3 и торец з корпусе 19 секции и вложите гильзу в корпус так, чтобы паз на головке находился против отверстия под сто­порный винт 17.
Наденьте на стопорный винт 17 прокладку 18 и туго заверните его в корпус секции. Хвостовик стопорного винта должен войти в паз гильзы. После полкой затяжки винта, гильза плунжера должна иметь продольный люфт, определяемый на ощупь.
Наденьте на гнездо 16 клапана уплотнительное кольцо 15 и вложите его вместе с клапаном 9 в кор­пус секции. Осадите уплотнительное кольцо оправ­кой до упора в бурт гнезда. Наденьте пружину 11 на хвостовик обратного клапана и заверните шту­цер 13 специальным ключом в корпус секции до упора.
Наверните на конец штуцера защитный колпа­чок 10. Вставьте снизу в гильзу 3 плунжер 22 и затяните штуцер секций, окончательно проверяя одновременно легкость перемещения плунжера в гильзе.
Запрессуйте штифт 8 в отверстие на верхней плоскости корпуса секции. Напрессуйте на штуцер секции стопорное кольцо 12 так, чтобы штифт 8 во­шел в какой-либо паз на наружной поверхности кольца. Заверните в резьбовое отверстие на верх­ней плоскости секции продувочную иглу 7.
Вставьте в отверстие подвода топлива секции пробку 5 с резиновым кольцом 6. Снизу секцию за­кройте защитным колпачком 4 со скобой 20. На площадке Е корпуса секции, ниже стопорного винта гильзы, выбейте цифру, обозначающую номер груп­пы плотности плунжерной пары.
Установка; Перед установкой секции протрите чистой салфеткой и осмотрите плоскости прилега­ния секции и корпуса топливного насоса. При об­наружении забоин зачистите их заподлицо с пло­скостью.
Удалите защитную пробку из топливоподводя­щей трубки блока насоса, снимите с секции защит­ные детали. Наденьте уплотнительное резиновое кольцо на трубку подвода топлива в корпусе на­соса. Снимите рейку насоса. Опустите секцию вме­сте с плунжером в корпус насоса, поддерживая пальцем плунжер от выпадания из гильзы. Заве-, дите конец плунжера в паз регулировочного хво­стовика толкателя и посадите секцию на штифты, После установки всех четырех секций закрепите их к корпусу топливного насоса прижимными уголь­никами и болтами с пружинными шайбами. Про­верьте плотность прилегания корпуса секции к пло­скости корпуса насоса. Зазор между плоскостями корпусов секции и насоса не допускается. Повер­ните зубчатые секторы вместе с плунжерами так, чтобы зуб с меткой 2 (рис. 155) на каждом секторе риской был обращен в сторону рейки насоса. По­ставьте рейку насоса, совмещая зубья с меткой каждого сектора с риской на впадинах зубьев рей­ки, и введите в зацепление с секторами.
Для облегчения правильного зацепления рейки с секторами предварительно совместите метки на зубьях секторов крайних секций с рисками 1 на приливах корпуса насоса.
При вводе рейки на место добейтесь совпадения крайних рисок 1 на рейке с рисками на приливах корпуса насоса.
При этом меченные зубья крайних секторов вой­дут в зацепление с меченными впадинами зубьев рейки, а секторы остальных двух средних секций установите после ввода рейки на место.
Проверьте легкость' перемещения рейки и убе­дитесь в совпадении меток на рейках и зубьях сек­торов. Поставьте на место "планки крепления рейки и закрепите их болтами с пружинными шайбами.
Проверьте боковой зазор в сцепленных зубьях
секторов и рейки. Проверяйте прижатием рейки 1 (рис. 156) до упора в зубчатые секторы 2 и замера щупом зазора А между плоскостями планок 3 и рейки.
Этот зазор допускается не более 0,25 мм. Прове­ряйте зазоры отдельно для I и IV и для II и III сек­ций. Поставьте на рейку и закрепите призонным болтом с пружинной шайбой поводок, соединяющий рейку с тягой. Вторично проверьте легкость пере­мещения рейки за тягу. Усилие, необходимое для перемещения рейки за тягу из одного крайнего по­ложения в другое, допускается не более 5Н (0,5 кгс). Установите на место крышку бокового люка и закрепите ее болтами с пружинными шай­бами. Присоедините к секциям топливопроводы вы­сокого давления.
Обкатка и регулирование секции. Секции топ­ливного насоса регулируйте на насосе, у которого отрегулированы толкатели и установлен полный выход тяги рейки (см. «Регулирование топливного насоса»).
При регулировании секции тягу рейки закре­пите в положении полной подачи (регулировочная муфта упирается в пружину корректора, под ко­торую подложен щуп толщиной, указанной в табл. 19). Секции с отремонтированными или за­мененными прецизионными деталями перед регу­лированием подвергайте обкатке.
Во время обкатки и приработки деталей про­верьте работу обратного клапана; если течь обна­ружилась, то устраните ее.
Обкатка секций. Обкатывайте секции с топли­вопроводами высокого давления и форсунками, отре­гулированными на давление 20,6 МПа (210 кгс/см2). Установите и закрепите секции на топливном на­сосе. Снимите со штуцеров защитные колпачки, по­ставьте рейку насоса в положение ВЫКЛЮЧЕНО, откройте краник от бака с топливом, отверните на два-три оборота продувочные иглы секций и дер­жите их открытыми до тех пор, пока из отверстий в корпусах секций топливо не начнет выходить не­прерывной струей без пузырьков воздуха. Присо­едините к секциям топливопроводы высокого дав­ления и форсунки. Включите стенд, передвиньте рейку в положение полной подачи и обкатайте сек­ции в течение 10 мин при частоте вращения валика насоса, равной 500 мин-1. Во время обкатки не до­пускается течь топлива из-под штуцера, стопорного винта, продувочной иглы и между корпусом сек­ции и гильзы.
Регулирование секции на количество подава­емого топлива. Регулируйте секции с топливопро­водами высокого давления и форсунками, отрегу­лированными на нормальное давление топлива.
Регулируйте подачу топлива секциями поворо­том зубчатого сектора на плунжере. При повороте сектора по часовой стрелке (смотря снизу вверх) подача топлива уменьшается, а при повороте сек­тора против часовой стрелки — увеличивается (рис. 157).
На плунжере имеются лыски для удержания его ключом ПИМ-640.200.05 при повороте зубчатого сектора.
Подача топлива секцией за 500 рабочих ходов плунжера должна быть в пределах, указанных в табл. 19. Замер подаваемого секцией топлива про­изводите сбором топлива в мерные стаканчики.

Надпись: 30 28 28 27 26 25 24 23 22 Рис. 158. Насос топливный
Перед регулированием убедитесь в том, что секции плотно притянуты болтами к плоскости корпуса насоса.
Для ускорения регулирования и повышения точ­ности результатов испытаний замеряйте подачу топлива во всех случаях одновременно для четырех секций насоса.
После окончания регулирования и закрепления сектора винтом снова проверьте подачу топлива секциями, затем снимите с секций трубки, переве­дите рейку насоса в положение ВЫКЛЮЧЕНО, включите стенд и проверьте плотность посадки об­ратного клапана в гнезде. При плотной посадке конуса обратного клапана из отверстия штуцера секции не должно вытекать топливо.
После регулирования отсоедините топливопро­воды высокого давления и на штуцеры секций на­прессуйте стопорные кольца, забейте стопорные штифты, затем на штуцеры наверните защитные колпачки. На секторах плунжеров после регулиро­вания секций насоса нанесите риски А (см. рис. 153) против меток 21 на шейках плунжеров.