На пусковом двигателе применяется электростартер СТ 230 Е, представляющий собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения, мощностью 1,5 кВт (2 л. с.) при частоте вращения якоря (1200±120) мин_! и номинальным напряжением 12 В. Управление стартером осуществляется механизмом привода из кабины трактора.
Крепление стартера к двигателю — фланцевое, на двух болтах.
Снимайте стартер с двигателя для проведения текущего ремонта или замены в следующих случаях:
- стартер не проворачивает вал пускового двигателя или проворачивает медленно (при исправной аккумуляторной батарее и если нет повреждений в цепи питания);
- якорь вращается, но стартер не проворачивает вал пускового двигателя;
- шестерня привода не входит в зацепление с венцом маховика (слышен скрежет);
- при ’работе стартера слышен ненормальный шум (удары, скрежет).
Стартер замените при повреждении полюсных катушек корпуса (межвитковое замыкание, пробой изоляции), искажении геометрической формы корпуса, а также в случаях, когда работоспособность стартера нельзя восстановить проведением текущего ремонта, что определяется после предварительной разборки и проверки технического состояния деталей. Разборку, ремонт и испытание стартера проводите в специализированных мастерских.
Снятие. Отсоедините тягу управления 2 (рис. 117) от рычага включения 1 стартера, не изменяя длины тяги, чтобы не нарушить регулировку.
Отсоедините от клемм стартера провода, разметьте положение проводов на клеммах. Отверните два болта крепления и снимите стартер 5 с фланцевой прокладкой с пускового двигателя.
Разборка. Отверните гайку и отсоедините вывод обмоток возбуждения от выводного болта 21 (рис. 118) включателя стартера. Отверните два винта крепления и снимите корпус включателя 14 в сборе.
Снимите защитный кожух 27, отвернув три винта. Снимите уплотнительное кольцо 28. Отверните четыре винта крепления выводов 23 щеток и катушек возбуждения 32, оттяните отверткой концы пружин 26 и выньте четыре щетки 25 из щеткодержателей 24. Щетки и щеткодержатели пометьте, чтобы при сборке щетки (если они не заменяются) были установлены на свои места.
Отверните два стяжных болта 29 и снимите крышку 30 со стороны коллектора. Снимите с якоря корпус 35 стартера и крышку 1 со стороны привода в сборе с рычагом 12 привода.
Снимите с вала 40 якоря упорную шайбу 39, отодвиньте упорное кольцо 3 в сторону шестерни 4 и снимите замковое кольцо 38, после чего снимите с вала якоря привод в сборе с шестерней 4, муфтой 5 свободного хода и муфтой 8 включения привода. Снимите диск 36 промежуточного подшипника.
Технические требования:
- Забоины и заусенцы на посадочных поверхностях корпуса и поверхностях полюсных башмаков зачищайте напильником или шлифовальной шкуркой.
- Обгорание или механические повреждения изоляции катушек, межвитковое замыкание или обрыв обмоток катушек, ослабление крепления полюсных башмаков (отворачивание винтов или срыв резьбы) не допускаются.
Проверяйте обмотки катуШек на обрыв с помощью контрольной электролампы напряжением 12 В или прибором типа «Тестер», а межвитковое замыкание —портативным дефектоскопом КИ-959, руководствуясь инструкцией по эксплуатации прибора.
• Изоляция обмоток и токоведущих деталей относительно корпуса должна выдерживать напряжение 550 В в течение 1 с.
- Поверхность коллектора при незначительном ее подгорании зачищайте мелкой стеклянной шлифовальной шкуркой и протрите ветошью, смоченной в бензине. При значительном подгорании или при обнаружении на поверхности коллектора следов местного износа проточите коллектор на токарном станке и прошлифуйте до получения гладкой блестящей поверхности.
После проточки биение коллектора относительно крайних шеек вала не более 0,05 мм по индикатору.
- Проверяйте обмотки якоря, нет ли обрывов и межвиткового замыкания, замыкания пластин коллектора или обмоток на «массу» с помощью прибора Э202 (ППЯ 533), руководствуясь инструкцией по эксплуатации прибора.
- Поверхности шеек вала якоря под втулки крышек не должны иметь следов местного износа, втулки крышек не должны иметь заметных следов одностороннего износа.
- Щетки должны всей плоскостью прилегать к коллектору и свободно передвигаться в гнездах щеткодержателей. При сколах рабочих поверхностей щеток или их износов до высоты менее 6 мм, замените их новыми. Новую щетку притрите по коллектору мелкой стеклянной шкуркой. Несвоевременная замена щеток приведет к выходу из строя коллектора, а следовательно, и стартера в целом.
- Усилие давления пружин на щетки должно быть в пределах 10...14Н (1,0... 1,4 кгс) для новых щеток. Давление замеряйте в момент отрыва конца пружины от щетки.
- Если при пуске пускового двигателя наблюдалось проскальзывание муфты привода (т. е. якорь вращался,- но стартер не проворачивал вал двигателя), замените привод шестерни включения. Замените привод в сборе также и при поломке или значительном износе как по длине, так и по ширине зубьев шестерни привода.
Забоины на торцовых поверхностях зубьев шестерни стартера и венца маховика пускового двигателя зачищайте напильником.
- Привод стартера должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицевой нарезке якоря и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины.
Привод должен выдерживать без повреждений нагружение статическим моментом (40±5) Н-м [(4±0,5) кгс • м]. Для проверки установите привод на оправке и на шестерню привода наденьте рычаг с грузом, соответствующим указанному моменту, при этом рычаг не должен перемещаться в радиальном направлении, т. е. муфта привода не должна пробуксовывать.
- Рабочие поверхности контактных болтов и диска включателя стартера должны быть очищены от пыли и грязи. Поверхности контактов при незначительном их подгорании зачищайте надфилем. При значительном подгорании и износе контактных болтов в местах соприкосновения с контактным диском разверните болты на 180°, а диск поверните другой стороной.
- В крайнем выключенном положении рычаг включения стартера должен быть расположен вертикально. Допустимое отклонение конца рычага от вертикали в сторону включения стартера 10 мм, в сторону венца — 4 мм.
Оси отверстий в обоих ушках должны совпадать и быть перпендикулярны плоскости рычага.
Сборка. Перед сборкой смажьте смазкой ГОИ-54п или ЦИАТИМ-201 винтовую нарезку вала 40 (см. рис. 118) якоря, пальца рычага 12 и ось 9. Подшипники и шейки вала якоря смажьте индустриальным маслом 45, привод шестерни включения в сборе окуните в моторное масло, проверните несколько раз шестерню и дайте стечь маслу.
Наденьте на вал якоря диск 36 промежуточного подшипника, привод шестерни включения 4 в сборе, упорное кольцо 3. Установите в выточку вала якоря замковое кольцо 38 и наденьте на него со стороны шестерни упорное кольцо 3.
Установите на вал якоря корпус 35, наденьте на шейку вала со стороны коллектора регулировочные шайбы (если они были установлены) и установите крышку 30 со стороны коллектора так, чтобы установочный штифт 31 крышки вошел в паз корпуса стартера. Наденьте на шейку вала со стороны привода упорную шайбу 38 и установите крышку 1 со стороны привода, введя пальцы рычага включения 12 в муфту включения привода 8. Введите установочный штифт 37 крышки со стороны привода в пазы диска 36 промежуточного подшипника и корпуса, и соедините крышки и корпус стартера двумя стяжными болтами 29, установив под головки болтов фигурные и пружинные шайбы.
Оттяните отверткой концы пружин 26 и установите четыре щетки 25 в гнезда щеткодержателей 24 по меткам, нанесенным при разборке, если используются старые щетки. Закрепите выводы 23 щеток и обмоток возбуждения на щеткодержателях винтами с пружинными шайбами. Убедитесь, что два вывода катушек возбуждения закрепляются на щеткодержателях, которые должны быть электроизолированы от крышки 30 корпуса, а выводы щеток, закрепленных на этих щеткодержателях, не касаются крышки корпуса и не выступают над ее цилиндрической поверхностью.
Установите в проточку на фланце корпуса 35 со стороны коллектора резиновое уплотнительное кольцо 28, наденьте на крышку 30 защитный кожух 27 и закрепите его тремя винтами с пружинными шайбами.
Установите на корпус стартера включатель 14 в сборе с контактами и закрепите его двумя винтами с пружинными шайбами. Присоедините вывод обмоток возбуждения к выводному болту 21 включателя гайкой с пружинной и двумя гладкими шайбами.
Регулирование включения стартера.
- Нажмите на рычаг включения 4 (рис. 119) до упора рычага в винт б. При этом зазор А между шестерней привода и упорным кольцом на валу якоря должен быть не более 1 мм. Регулируйте вращением упорного винта 6, ослабив контргайку винта.
- Снимите крышку 3 включателя. Нажмите на рычаг включения 4 до момента начала замыкания контактным диском 2 главных контактов 1 включателя. При этом зазор В между шестерней привода и упорным кольцом на валу якоря должен быть в пределах 2,5... 4 мм. Регулируйте вращением штифта 5 на рычаге включения, ослабив контргайки штифта. Во время регулирования все замеры проводите при выбранном люфте привода в сторону коллектора.
После окончания регулирования зафиксируйте контргайками положение упорного винта и штифта рычага включения, затем еще раз проверьте величины зазоров Л и В.
Испытание стартера.. После сборки проведите контрольные испытания стартера в режиме холостого хода и при полном торможении на стенде ГАРО (модель 532) или аналогичном ему стенде.
При испытании стартера в режиме холостого хода частота вращения якоря должна быть не менее 40Q0 мин-1 при напряжении на клеммах не более 12 В и потребляемом токе не более 75 А.
![]() Рис. 119. Регулирование включения стартера |
Замеряйте в течение 30 с после включения стартера.
При испытании в режиме полного торможения стартер должен развивать тормозной момент не менее 22 Н-м (2,25 кгс-м) при потребляемом токе не более 530 А и напряжении на клеммах не более 7 В. Продолжительность испытания не более 5 с.
Установка. Установите стартер 5 (см. рис.. 117) с фланцевой прокладкой на корпус муфты сцепления пускового двигателя и закрепите его двумя болтами с пружинными шайбами. Подсоедините к клеммам стартера провода по разметке, выполненной при снятии стартера.
Поверните рычаг 3 механизма привода стартера до касания в упор 4, В этом положении отрегулируйте длину тяги 2 до совпадения отверстия в тяге с отверстиями рычага включения 1, который должен находиться в крайнем выключенном положении. Соедините тягу 2 с -рычагом 1 пальцем, зашплинтуйте палец и застопорите тягу гайкой.
Механизм привода стартера должен обеспечивать полное включение стартера (ввод шестерни в зацепление с венцОм маховика пускового двигателя), а также возвращение рычага под действием пружины в исходное положение (вывод шестерни из зацепления).