СТАРТЕР

На пусковом двигателе применяется электро­стартер СТ 230 Е, представляющий собой электро­двигатель постоянного тока последовательного возбуждения, мощностью 1,5 кВт (2 л. с.) при ча­стоте вращения якоря (1200±120) мин_! и номи­нальным напряжением 12 В. Управление старте­ром осуществляется механизмом привода из ка­бины трактора.
Крепление стартера к двигателю — фланцевое, на двух болтах.
Снимайте стартер с двигателя для проведения текущего ремонта или замены в следующих случаях:

  1. стартер не проворачивает вал пускового двигателя или проворачивает медленно (при ис­правной аккумуляторной батарее и если нет пов­реждений в цепи питания);
  2. якорь вращается, но стартер не проворачи­вает вал пускового двигателя;
  3. шестерня привода не входит в зацепление с венцом маховика (слышен скрежет);
  4. при ’работе стартера слышен ненормальный шум (удары, скрежет).

Стартер замените при повреждении полюсных катушек корпуса (межвитковое замыкание, пробой изоляции), искажении геометрической формы кор­пуса, а также в случаях, когда работоспособ­ность стартера нельзя восстановить проведением текущего ремонта, что определяется после пред­варительной разборки и проверки технического состояния деталей. Разборку, ремонт и испытание стартера проводите в специализированных мастер­ских.
Снятие. Отсоедините тягу управления 2 (рис. 117) от рычага включения 1 стартера, не изменяя длины тяги, чтобы не нарушить регулировку.
Отсоедините от клемм стартера провода, раз­метьте положение проводов на клеммах. Отвер­ните два болта крепления и снимите стартер 5 с фланцевой прокладкой с пускового двигателя.
Разборка. Отверните гайку и отсоедините вы­вод обмоток возбуждения от выводного болта 21 (рис. 118) включателя стартера. Отверните два винта крепления и снимите корпус включателя 14 в сборе.
Снимите защитный кожух 27, отвернув три ви­нта. Снимите уплотнительное кольцо 28. Отверни­те четыре винта крепления выводов 23 щеток и катушек возбуждения 32, оттяните отверткой кон­цы пружин 26 и выньте четыре щетки 25 из щет­кодержателей 24. Щетки и щеткодержатели по­метьте, чтобы при сборке щетки (если они не за­меняются) были установлены на свои места.
Отверните два стяжных болта 29 и снимите крышку 30 со стороны коллектора. Снимите с яко­ря корпус 35 стартера и крышку 1 со стороны при­вода в сборе с рычагом 12 привода.
Снимите с вала 40 якоря упорную шайбу 39, отодвиньте упорное кольцо 3 в сторону шестерни 4 и снимите замковое кольцо 38, после чего сни­мите с вала якоря привод в сборе с шестерней 4, муфтой 5 свободного хода и муфтой 8 включения привода. Снимите диск 36 промежуточного под­шипника.
Технические требования:

  1. Забоины и заусенцы на посадочных по­верхностях корпуса и поверхностях полюсных башмаков зачищайте напильником или шлифова­льной шкуркой.
  2. Обгорание или механические повреждения изоляции катушек, межвитковое замыкание или обрыв обмоток катушек, ослабление крепления полюсных башмаков (отворачивание винтов или срыв резьбы) не допускаются.

Проверяйте обмотки катуШек на обрыв с по­мощью контрольной электролампы напряжением 12 В или прибором типа «Тестер», а межвитковое замыкание —портативным дефектоскопом КИ-959, руководствуясь инструкцией по эксплуатации при­бора.
• Изоляция обмоток и токоведущих деталей от­носительно корпуса должна выдерживать напря­жение 550 В в течение 1 с.

  1. Поверхность коллектора при незначительном ее подгорании зачищайте мелкой стеклянной шли­фовальной шкуркой и протрите ветошью, смочен­ной в бензине. При значительном подгорании или при обнаружении на поверхности коллектора сле­дов местного износа проточите коллектор на токар­ном станке и прошлифуйте до получения гладкой блестящей поверхности.

После проточки биение коллектора относитель­но крайних шеек вала не более 0,05 мм по инди­катору.

  1. Проверяйте обмотки якоря, нет ли обрывов и межвиткового замыкания, замыкания пластин коллектора или обмоток на «массу» с помощью прибора Э202 (ППЯ 533), руководствуясь инструк­цией по эксплуатации прибора.
  2. Поверхности шеек вала якоря под втулки крышек не должны иметь следов местного износа, втулки крышек не должны иметь заметных следов одностороннего износа.
  3. Щетки должны всей плоскостью прилегать к коллектору и свободно передвигаться в гнездах щеткодержателей. При сколах рабочих поверхно­стей щеток или их износов до высоты менее 6 мм, замените их новыми. Новую щетку притрите по коллектору мелкой стеклянной шкуркой. Несвое­временная замена щеток приведет к выходу из строя коллектора, а следовательно, и стартера в целом.
  4. Усилие давления пружин на щетки должно быть в пределах 10...14Н (1,0... 1,4 кгс) для но­вых щеток. Давление замеряйте в момент отрыва конца пружины от щетки.
  5. Если при пуске пускового двигателя наблю­далось проскальзывание муфты привода (т. е. якорь вращался,- но стартер не проворачивал вал двига­теля), замените привод шестерни включения. За­мените привод в сборе также и при поломке или значительном износе как по длине, так и по ши­рине зубьев шестерни привода.

Забоины на торцовых поверхностях зубьев ше­стерни стартера и венца маховика пускового дви­гателя зачищайте напильником.

  1. Привод стартера должен свободно, без за­еданий перемещаться по шлицевой нарезке якоря и возвращаться в исходное положение под дейст­вием возвратной пружины.

Привод должен выдерживать без повреждений нагружение статическим моментом (40±5) Н-м [(4±0,5) кгс • м]. Для проверки установите привод на оправке и на шестерню привода наденьте рычаг с грузом, соответствующим указанному моменту, при этом рычаг не должен перемещаться в ради­альном направлении, т. е. муфта привода не должна пробуксовывать.

  1. Рабочие поверхности контактных болтов и диска включателя стартера должны быть очищены от пыли и грязи. Поверхности контактов при не­значительном их подгорании зачищайте надфилем. При значительном подгорании и износе контакт­ных болтов в местах соприкосновения с контакт­ным диском разверните болты на 180°, а диск по­верните другой стороной.
  2. В крайнем выключенном положении рычаг включения стартера должен быть расположен вер­тикально. Допустимое отклонение конца рычага от вертикали в сторону включения стартера 10 мм, в сторону венца — 4 мм.

Оси отверстий в обоих ушках должны совпа­дать и быть перпендикулярны плоскости рычага.
Сборка. Перед сборкой смажьте смазкой ГОИ-54п или ЦИАТИМ-201 винтовую нарезку вала 40 (см. рис. 118) якоря, пальца рычага 12 и ось 9. Подшипники и шейки вала якоря смажьте индустриальным маслом 45, привод шестерни вклю­чения в сборе окуните в моторное масло, провер­ните несколько раз шестерню и дайте стечь маслу.
Наденьте на вал якоря диск 36 промежуточного подшипника, привод шестерни включения 4 в сбо­ре, упорное кольцо 3. Установите в выточку вала якоря замковое кольцо 38 и наденьте на него со стороны шестерни упорное кольцо 3.
Установите на вал якоря корпус 35, наденьте на шейку вала со стороны коллектора регулировоч­ные шайбы (если они были установлены) и уста­новите крышку 30 со стороны коллектора так, чтобы установочный штифт 31 крышки вошел в паз корпуса стартера. Наденьте на шейку вала со сто­роны привода упорную шайбу 38 и установите крышку 1 со стороны привода, введя пальцы ры­чага включения 12 в муфту включения привода 8. Введите установочный штифт 37 крышки со сто­роны привода в пазы диска 36 промежуточного подшипника и корпуса, и соедините крышки и кор­пус стартера двумя стяжными болтами 29, уста­новив под головки болтов фигурные и пружинные шайбы.
Оттяните отверткой концы пружин 26 и уста­новите четыре щетки 25 в гнезда щеткодержате­лей 24 по меткам, нанесенным при разборке, если используются старые щетки. Закрепите выводы 23 щеток и обмоток возбуждения на щеткодержате­лях винтами с пружинными шайбами. Убедитесь, что два вывода катушек возбуждения закрепля­ются на щеткодержателях, которые должны быть электроизолированы от крышки 30 корпуса, а вы­воды щеток, закрепленных на этих щеткодержате­лях, не касаются крышки корпуса и не выступают над ее цилиндрической поверхностью.
Установите в проточку на фланце корпуса 35 со стороны коллектора резиновое уплотнительное кольцо 28, наденьте на крышку 30 защитный ко­жух 27 и закрепите его тремя винтами с пружин­ными шайбами.
Установите на корпус стартера включатель 14 в сборе с контактами и закрепите его двумя вин­тами с пружинными шайбами. Присоедините вы­вод обмоток возбуждения к выводному болту 21 включателя гайкой с пружинной и двумя гладкими шайбами.
Регулирование включения стартера.

  1. Нажмите на рычаг включения 4 (рис. 119) до упора рычага в винт б. При этом зазор А между шестерней привода и упорным кольцом на валу якоря должен быть не более 1 мм. Регулируйте вращением упорного винта 6, ослабив контргайку винта.
  2. Снимите крышку 3 включателя. Нажмите на рычаг включения 4 до момента начала замыкания контактным диском 2 главных контактов 1 вклю­чателя. При этом зазор В между шестерней при­вода и упорным кольцом на валу якоря должен быть в пределах 2,5... 4 мм. Регулируйте враще­нием штифта 5 на рычаге включения, ослабив контргайки штифта. Во время регулирования все замеры проводите при выбранном люфте привода в сторону коллектора.

После окончания регулирования зафиксируйте контргайками положение упорного винта и штиф­та рычага включения, затем еще раз проверьте величины зазоров Л и В.
Испытание стартера.. После сборки проведите контрольные испытания стартера в режиме холо­стого хода и при полном торможении на стенде ГАРО (модель 532) или аналогичном ему стенде.
При испытании стартера в режиме холостого хода частота вращения якоря должна быть не ме­нее 40Q0 мин-1 при напряжении на клеммах не более 12 В и потребляемом токе не более 75 А.



Рис. 119. Регулирование включения стартера

Замеряйте в течение 30 с после включения стар­тера.
При испытании в режиме полного торможения стартер должен развивать тормозной момент не менее 22 Н-м (2,25 кгс-м) при потребляемом токе не более 530 А и напряжении на клеммах не более 7 В. Продолжительность испытания не более 5 с.
Установка. Установите стартер 5 (см. рис.. 117) с фланцевой прокладкой на корпус муфты сцепле­ния пускового двигателя и закрепите его двумя болтами с пружинными шайбами. Подсоедините к клеммам стартера провода по разметке, выпол­ненной при снятии стартера.
Поверните рычаг 3 механизма привода стартера до касания в упор 4, В этом положении отрегули­руйте длину тяги 2 до совпадения отверстия в тяге с отверстиями рычага включения 1, который дол­жен находиться в крайнем выключенном положе­нии. Соедините тягу 2 с -рычагом 1 пальцем, за­шплинтуйте палец и застопорите тягу гайкой.
Механизм привода стартера должен обеспечи­вать полное включение стартера (ввод шестерни в зацепление с венцОм маховика пускового двига­теля), а также возвращение рычага под действием пружины в исходное положение (вывод шестерни из зацепления).