ТОПЛИВНЫЙ НАСОС

Снятие. Отверните пробку 24 (рис. 158) и слей­те масло из насоса. Для снятия топливного насоса
с регулятора снимите крышку люка корпуса регу­лятора и отсоедините от тяги 4 рейки насоса тягу, соединяющую ее с двуплечим рычагом регулятора. Отсоедините сливную трубку. Снимите топливо­подкачивающий насос 22. Отверните шесть гаек со шпилек крепления топливного насоса и снимите его.
Разборка. Отверните шесть болтов крепления, снимите крышку 19 бокового люка с прокладкой, поводок 18 с рейкой 20 и секции 16 насоса. Закрой­те отверстия топливоподводящих трубок 15 дере­вянными пробками. Отверните три болта крепле­ния крышки корректора и снимите ее вместе с прокладкой.
Снимите упорное кольцо 3 тяги рейки (рис. 159), для чего снимите проволочное кольцо 2 и выньте стопорный штифт 1 из отверстий кольца и тяги. Выньте тягу 4 (см. рис. 158) рейки из корпуса насоса. При необходимости отверните с тяги контргайку 3, выньте стопорный угольник 6 и от­верните муфту 8.
Отогните края замковой пластины 1 (рис. 160) с граней болтов крепления деталей корректора цикловой подачи топлива, выверните болты и сни­мите детали 2, 8 я 9 корректора вместе с устано­вочными штифтом 7.
Отверните со шпильки гайку крепления при­
жима заглушки 13 (см. рис. 158) топливного на­соса и снимите их вместе с уплотнительным рези­новым кольцом 14. Для снятия заглушки в ней имеется резьбовое отверстие М8.
Выверните из нижней крышки блока переход­ный штуцер сливной трубки. Отверните шесть бол­тов крепления нижней крышки и снимите ее вме­сте с прокладкой.
Ослабьте затяжку контргаек 10 регулировоч­ных хвостовиков 12 толкателей, выверните хвосто­вики вместе с контргайками и снимите тарелки 11. Отверните со шпилек крепления подшипника 28 четыре гайки и снимите крышку 30 подшипника с прокладкой.
Выньте кулачковый валик 26 вместе с подшип­ником 28 и прокладкой, поворачивая его так, чтобы затылки кулачков становились против тол­кателей, утопив их в гнездах корпуса насоса.
Для того чтобы утопить толкатели в гнездах насоса, применяйте болты с резьбой М10Х1 и шай­бы (рис. 161). Наденьте на болт А шайбу В и вверните болт в резьбовое отверстие толкателя 5. Завинчивая болт, утопите толкатели до такого по­ложения, когда можно свободно вынуть кулачко­вый валик.
Предупреждение. Удерживайте толкатели, что­бы не выскочили под действием пружины.
Выньте толкатели 9 (см. рис. 158) вместе с пру­жинами 7 из гнезд блока насоса. Выньте резино­вое кольцо из выточки в торце толкателя 9. Ото­гните края замковой пластины 1 с граней болтов 2 крепления упорной шайбы 29 кулачкового валика. Выверните два болта и снимите упорную шайбу с замковой пластиной. Снимите с шейки валика подшипник 28.
Выпрессуйте съемником ПИМ-640.120 направ­ляющие пальцы 23 толкателей из корпуса насоса. Для съемника в пальцах имеется резьба М8. Вы­верните при необходимости шпильки крепления подшипника 28 и шпильку крепления заглушки 13.
Выпрессуйте при помощи ступенчатой оправки втулки 6 (рис. 162) тяги рейки, переднюю втулку 7 кулачкового валика и втулку 2 (рис. 163) из кор­пуса / заднего подшипника.
Штифты и топливоподводящие трубки выпрес­суйте при необходимости их замены. Установите тол­катели лысками на приспособление ПИМ-640.030 (рис. 164) или на подставку с отверстием и при помощи оправки выпрессуйте оси 27 (см. рис. 158) из роликов 25.
Технические требования:

  1. Наружный диаметр втулок кулачкового ва­лика      мм; нормальный внутренний диаметр

втулок 35+0'25 Мм. В стенке передней втулки дол­жно быть просверлено для прохода масла отвер­стие диаметром 8 мм на расстоянии (23±0,25) мм от торца втулки. Развертку обеих втулок кулач­кового валика производите совместно, чтобы обес­печить их соосность.
Посадка втулок в блоке насоса и корпусе под­шипника с натягом 0,009...0,050 мм. Нормальный зазор между шейками кулачкового валика и от­верстиями втулок должен быть в пределах 0,025... 0,077 мм. Допустимый зазор 0,13 мм; предельный зазор 0,18 мм. Втулка подшипника после запрес­совки -не должна выступать в крышке за торец прилегания упорной шайбы кулачкового валика.

  1. Втулки тяги рейки разверните совместно после запрессовки в корпусе насоса так, чтобы рас­стояние от оси втулок до нижней площадки паза под рейку было равно (24±0,1) мм. Посадка вту­лок в корпусе насоса с натягом 0,007...0,041 мм. Нормальный зазор между втулками и тягой рейки должен быть в пределах 0,03...0,074 -мм. Допу­стимый зазор 0,15 мм.
  2. Шейки кулачкового валика при износе шли­фуйте до диаметра не менее 33,5 мм.

При перешлифовке передней шейки кулачко­вого валика перешлифуйте на тот же размер зад­нюю шейку валика привода насоса, так как обе эти шейки вращаются в одной и той же втулке. Для перешлифованных шеек изготовьте втулки с уменьшенным диаметром, обеспечив зазор между шейкой и втулкой в пределах 0,025... 0,077 мм.

  1. Тяга рейки вместе с рейкой должна легко, без заеданий передвигаться из одного крайнего положения в другое, от усилия не более 5 Н (0,5 кгс).
  2. Нормальный зазор между рейкой и направ­ляющими в блоке топливного насоса должен быть в пределах 0,045... 0,145 мм.
  3. Осевое перемещение (люфт) кулачкового валика, ограничиваемое упорной шайбой, допуска­ется не более 0,7 мм. Предельный люфт 0,9 мм.
  4. При отжатой рейке до упора в направляю­щие пластины боковой зазор между зубьями рейки и зубчатых секторов плунжеров должен быть для всех четырех зубчатых секторов не более 0,15 мм.

Сборка. Сборка блока насоса. Запрессуйте в блок с помощью ступенчатой оправки и молотка втулки 6 (см. рис. 162) тяги рейки заподлицо с плоскостями блока насоса. Разверните втулки совместно под размер тяги рейки, обеспечив зазор между втулками и тягой в пределах 0,030... 0,074 мм. Запрессуйте в блок переднюю втулку 7 так, чтобы торец втулки выступал за плоскость блока 5 на (22±0,42) мм. Запрессуйте в корпус 1 (см. рис. 163) подшипника кулачкового валика бронзовую втулку 2 заподлицо с поверхностью вы­точки под упорную шайбу в корпусе подшипника.
Заверните до отказа в резьбовые отверстия на задней плоскости блока четыре шпильки 1 (см. рис. 162) крепления подшипника. Вставьте в блок и закрепите гайками корпус подшипника кулачко­вого валика с запрессованной в него втулкой. Раз­верните совместно переднюю втулку и втулку в корпусе подшипника.
После совместной развертки втулок выньте зад­ний подшипник из блока насоса.
Вставьте в отверстия под толкатели блока на­соса две оправки 1 с лысками (рис. 165).
Смажьте маслом направляющие пальцы 2 и за­прессуйте их ударами медного молотка в блок на­соса заподлицо с торцами бобышек. Выньте оправ­ки из блока насоса. Непараллельность плоскости пальцев относительно образующих отверстия под толкатель допускается не более 0,05 мм.
Сборка кулачкового валика. Зажмите кулачко­вый валик 26 (см. рис. 158) в вертикальном поло­жении в тисках с медными губками, протрите и смажьте маслом заднюю шейку кулачкового ва­лика и отверстие бронзовой втулки в корпусе 28 подшипника, наденьте корпус подшипника на шейку.

 



Протрите опорную плоскость упорной шайбы 29 и торец валика. Положите упорную шайбу на то­рец валика, совместив отверстия в ней с отверсти­ями в валике. Торец упорной шайбы должен уто­пать относительно плоскости фланца корпуса под­шипника не более 0,16 мм. Положите на упорную шайбу замковую пластину 1 и закрепите упорную шайбу на валике двумя болтами 2.
Концы пластины после затяжки болтов отогни­те на грани головок болтов.
Сборка тяги рейки. Положите тягу 4 (см. рис. 159) ушком на медную подставку. Смажьте маслом втулку 5 и запрессуйте ее в ушко тяги уда­рами медного молотка заподлицо с торцами ушка тяги.
Наденьте на тягу упорное кольцо 3, совместите отверстие в кольце с отверстием в тяге и вставьте стопорный штифт 1, а затем наденьте на выточку кольца пружинное кольцо 2.
Сборка толкателя с роликом. Установите тол­катель (см. рис. 164) на медную подставку или приспособление ПИМ-640.030, смажьте ось ролика маслом и ударами медного молотка предвари­тельно запрессуйте ось (торцом с закругленной шлифованной кромкой) в отверстие одной стенки паза толкателя. Смажьте маслом отверстие в ро­лике и вставьте его в паз толкателя. Ударами мед­ного молотка окончательно запрессуйте ось, про­пустив через ролик, в отверстие толкателя так, чтобы торцы оси были утоплены относительно бо­ковых плоскостей толкателя. Ролик должен вра­щаться на оси. Нормальный зазор между осью и отверстием в ролике должен быть в пределах 0,006 ... 0,037 мм.
Общая сборка топливного насоса. Запрессуйте в накладку 9 (см. рис. 160) штифт 7. Наденьте на штифт последовательно пластинчатую пружину 2 корректора, повернув ее длинным концом в сто­рону тяги рейки, подкладку 8 пружины. Вставьте собранный комплект штифтом 7 в отверстие блока и совместите отверстия в этих деталях с резьбо­выми отверстиями на плоскости блока. Положите на накладку стопорную пластину 1 и закрепите все детали корректора двумя болтами.
Законтрите болты, отогнув на грани их голо­вок края пластины. На насос дизеля Д-160 и ди­зеля Д-160Б устанавливайте подкладку 8 толщи­ной 3,6 мм.
Проверьте после закрепления деталей коррек­тора болтами размер от плоскости блока до конца пружины корректора. Этот размер должен быть (3,6+0,1) мм.
Промойте блок топливного насоса в керосине и проверьте чистоту топливных каналов специальным магнитным щупом. Заверните до упора в сбег резьбы шпильку 2 (см. рис. 162) крепления при­жима заглушки топливного канала. Наденьте на заглушку уплотнительное резиновое кольцо 14 (см. рис. 158).
Вставьте заглушку в цилиндрическую выточку топливного канала и закрепите ее с помощью при­жима гайкой с пружинной шайбой.
Поставьте блок на верхнюю плоскость. Вставь­те в гнезда толкателей блока насоса пружины 7 толкателей. Смажьте толкатели 9 маслом и вставь­те их в гнезда блока. Проверьте легкость переме­щения толкателей в гнездах.
Нормальный зазор между стержнем толкателя и отверстием в блоке допускается в пределах 0,020...0,063 мм. Нормальный зазор между ци­линдрической поверхностью нижней направля­ющей части толкателя и отверстием в блоке допу­скается в пределах 0,025...0,077 мм. Зазор между плоскостью лыски толкателя и направляющим пальцем допускается в пределах 0,02... 0,025 мм.
Наденьте на шпильки крепления заднего под­шипника кулачкового валика прокладку, совместив отверстие для прохода масла в прокладке диа­метром 5 мм с отверстием в блоке насоса.
Смажьте маслом переднюю шейку и кулачки кулачкового валика 26 и переднюю втулку в бло­ке, вставьте кулачковый валик вместе с задним подшипником в блок, поворачивая валик так, чтобы кулачки проходили над толкателями своими затылками, и утопив толкатели в гнездах при про­хождении под ними кулачков валика. Когда шейка валика войдет в переднюю втулку, окончательно посадите задний подшипник валика на шпильки.
Проверьте вращение кулачкового валика во втулках. Нормальный зазор между шейками ва­лика и втулкой должен быть 0,025... 0,077 мм.
Проверьте проволокой совпадение косого от­верстия диаметром 4 мм в корпусе подшипника с отверстием в прокладке и блоке насоса.
Установите на корпус заднего подшипника про­кладку толщиной (0,6+0,1) мм, смазав ее солидо­лом, и установите на шпильки крышку 30 под­шипника. Закрепите крышку подшипника и под­шипник четырьмя гайками с пружинными шай­бами.
Проверьте осевое перемещение кулачкового ва­лика, ограничиваемого упорной шайбой. Осевое перемещение (люфт) кулачкового валика допуска­ется не более 0,7 мм. Предельный люфт кулачко­вого валика — 0,9 мм.
Установите на нижний фланец блока насоса про­кладку, смазав предварительно «Герметиком». За­верните в нижнюю крышку переходный штуцер сливной трубки и коническую пробку 24. Устано­вите и закрепите нижнюю крышку шестью болтами с пружинными шайбами.
Установите блок насоса кулачковым валиком вниз. Положите на толкатели / (см. рис. 161) та­релки 2 и заверните в толкатели регулировочные хвостовики 4, навернув на них предварительно контргайки 3. Запрессуйте в отверстия верхней пло­скости восемь установочных штифтов 4 (см. рис. 162) под секции насоса так, чтобы они высту­пали над плоскостью на (6±0,6) мм. Запрессуйте топливоподводящие трубки 3. Торцы топливопод­водящих трубок должны выступать над плоскостью на (10±0,45) мм. Отверстия топливоподводящих трубок заглушите деревянными пробками.
Смажьте втулки под тягу рейки графитной смазкой и вставьте тягу в сборе с упорным коль­цом со стороны передней плоскости насоса. На­верните на конец тяги 4 (см. рис. 160) рейки с резьбой муфту 6. Заложите в прорезь муфты и тяги стопорный угольник 5 и наверните гайку 3. Затяните гайку для контровки муфты -после регу­лировки максимального выхода тяги рейки.
Установите секции. Между лапками хвостовика толкателя и шейкой плунжера должен быть зазор в любом положении хвостовика. Установите рейку с поводком в пазы блока насоса, заложив поводок в выточку тяги рейки. Нормальный зазор между торцами выточки в тяге и поводком 0,020.,. 0,130 мм.
Закрепите рейку направляющими пластинами 17 (см. рис. 158) с болтамц и пружинными шай­бами. Направляющие пластины установите соот­ветствующего варианта, чтобы обеспечить при от­жатой рейке до упора в направляющие пластины боковой зазор между зубьями рейки и зубчатых секторов не более 0,15 мм.



Рис.' 166. Направляющие пластины рейки:
А — место обозначения номера варианта; /.— вариант /; II — вариант 2; III — вариант 3\ IV — вариант 4\ V — вариант 5; VI — вариант 6.

Проверьте легкость перемещения тяги рейки вместе с рейкой из одного крайнего положения в другое и совпадение меток на рейке и зубьях секторов.
Проверьте боковой зазор в зацеплениях зубьев секторов и рейки. Проверяйте прижатием рейки до упора в зубчатые секторы и замера щупом зазо­ра А между плоскостями направляющих пластин и рейки (см. рис. 156). Этот зазор допускается не более 0,25 мм. Проверяйте зазоры отдельно для I и IV и для II и III секций.
Для обеспечения нормального бокового зазора между зубьями рейки и зубчатых секторов допу­скается установка направляющих пластин со сту­пенчатой плоскостью прилегания с размерами, со­гласно рис. 166.
Номер варианта направляющей пластины нане­сите на соответствующей опоре рейки в месте Е (рис. 167). Окончательно закрепите на рейке 20 (см, рис. 158) поводок 18 призонным болтом с пру­жинной шайбой.
Положите на фланец крышки 5 корректора прокладку и прикрепите крышку к блоку двумя болтами с отверстием в головке и простым болтом с пружинными шайбами.
Положите на фланец крышки 19 бокового люка блока насоса прокладку и прикрепите крышку к блоку насоса болтами с пружинными шайбами.
Вверните в заливное отверстие блока насоса пробку 21. Установите топливоподкачивающий на­сос 22.
Секции, крышку корректора и крышку боко­вого лтока блока насоса устанавливайте после ре­гулировки толкателей на момент подачи и уста­новки рейки в положение полной подачи.
Установка. Наденьте на топливоподводящую трубку 3 (рис. 168) корпуса регулятора резиновое уплотнительное кольцо. Наденьте на шпильки кор­пуса регулятора паронитовую прокладку толщи­ной 0,5... 0,7 мм. Наденьте топливный насос на шпильки корпуса регулятора, вставив выступаю­щую часть передней втулки кулачкового валика насоса в отверстие корпуса регулятора на шейку вала привода к насосу и регулятору.
Окончательно посадите топливный насос на шпильки и установочный штифт до прилегания фланцев и закрепите насос гайками с пружинными шайбами.



Рис, 167. Маркировка направляющих пластин рей­ки и блока насоса

Соедините тягу рейки топливного насоса с дву­плечим рычагом регулятора соединительной тягой при помощи оси и двух шплинтов. Установите крышку бокового люка регулятора. Подсоедините к переходному штуцеру, ввернутому в нижнюю крышку насоса, сливную трубку. Подсоедините топливопроводы к топливоподкачивающему на­сосу 22.