Снятие, Снимите радиатор. Ослабьте натяжение ленты хомута 5 (рис. 34) на резиновом рукаве 4, соединяющем насос с водяной рубашкой дизеля и отсоедините рукав. Отверните болты 2 и отсоедините перепускную трубу 3, соединяющую насос с водоотводной трубой. Отсоедините резиновый рукав от раструба насоса. Отверните пять гаек 1 со шпилек кожуха Шестерен распределения и снимите насос.
Разборка. Отверните пять болтов 20 крепления раструба 11 (рис. 35) и снимите его. Раскронтрите и отверните гайку 7 крепления приводной шестерни. Снимите съемником с валика шестерню 4. Выбейте из шпоноч/ного паза валика сегментную шпонку 6. Выпрессуйте из подшипников валик 16 в сторону крыльчатки 19. Отверните гайку 17 крепления крыльчатки. Снимите крыльчатку со шлицев валика, медное кольцо 18, кольцо 14 и медное кольцо 15. Выньте из корпуса шайбу 13 уплотнения и резиновый гофр 2 уплотнения. Снимите резиновый гофр 1 (рис. 36) уплотнения с седел 2 и пружины 3. Выпрессуйте из корпуса насоса наружный подшипник 5 (см. рис. 35). Выньте распорную втулку 8 и из выточки корпуса 1 стопорное кольцо 10. Выньте второй подшипник 5 и шайбу 9. Выпрессуйте манжету 3.
Технические требования:
- Поверхность валика водяного насоса под манжету не должна иметь рисок, задиров, коррозии, наволакивания и раковин.
Предельный диаметр поверхности валика под манжету не менее 21,6 мм.
- Неплоскостность поверхностей кольца 14 проверяйте на краску, ширина кольцевого контакта, ограниченного минимальным диаметром 24 мм, не менее 3 мм.
- Валик водяного насоса должен вращаться свободно, без заклинивания, заеданий и задевания крыльчаткой поверхности корпуса.
Сборка. Очистите от грязи и накипи детали водяного насоса, прочистите контрольно-сливное отверстие А (см. рис. 35) и отверстия В в раструбе и корпусе насоса. Запрессуйте в корпус 1 насоса ступенчатой оправкой манжету 3, рабочей кромкой в сторону приводной шестерни. Наденьте на валик 16 шайбу 9. Посадите на валик подшипник 5 до упора в шайбу. Смажьте подшипник моторным маслом. Наденьте «а шлицевой конец валика технологическую конусную оправку для того, чтобы не повредить манжету 3, и запрессуйте валик с подшипником в корпус насоса. Снимите конусную оправку. Вставьте в выточку корпуса стопорное кольцо Ю. Наденьте на валик распорную втулку 8 и напрессуйте второй подшипник 5. Посадите в шпоночный паз валика сегментную шпонку 6. Напреес- суйте на валик шестерню 4 и закрепите ее гайкой 7 со стопорной шайбой. Установите на пружину 3 (см. рис. 36) два седла 2 и, сжав пружину, наденьте на седла 2 резиновый гофр 1 уплотнения.
Наденьте собранный гофр 2 (см. рис. 35) уплотнения на валик. Наденьте на валик шайбу 13 своим кольцевым выступом в сторону кольца 14. Установите на валик медное кольцо 15, кольцо 14 и медное кольцо 18. Напрессуйте на шлицевой конец валика крыльчатку 19 до упора и закрепите гайкой 17 с пружинной шайбой. Установите на корпус насоса раструб 11 с прокладкой 12, в которой имеется отверстие С, и закрепите его пятью болтами 20 с пружинными шайбами. Обкатайте собранный иасос на стенде в течение 10 мин по следую-
|
![]() |
Рис. 36. Гофр уплотнения |
щему режиму: при п—500 мин-1 —2 мин; п— = 1000 мин-1 —3 мин; м=2000 мин-1 —5 мин.
При обкатке насоса допускается капельное подтекание воды из контрольного отверстия А, прекращающееся к концу обкатки. После обкатки произведите гидроопрессовку насоса под давлением
- .200 кПа (1,5...2 кгс/см2) в течение 1 мин. Течь при гидроопрессовке не допускается. Допускается обкатывание насоса на двигателе.
Установка. Снимите крышку с люка кожуха шестерен распределения. Наденьте на шпильки кожуха шестерен распределения прокладку. Установите на шпильки водяной насос и закрепите его пятью гайками 1 (см. рис. 34) с пружинными шайбами. Проверьте через люк, нет ли заклинивания между большой промежуточной шестерней и шестерней водяного насоса и зазор между их зубьями. Боковой зазор между зубьями для новых шестерен 0,08... 0,40 мм, для старых приработанных и нераспарованных шестерен допускаемый зазор не более 1,2 мм. Установите на люк кожуха шестерен распределения крышку с прокладкой и закрепите ее болтами с пружинными шайбами. Натяните на патрубок насоса рукав 4 и закрепите, его хомутом 5. Закрепите фланец перепускной трубы 3 двумя болтами 2 к раструбу насоса. Установите радиатор.